Тарас Бульба — главный герой повести Николая Васильевича Гоголя. Она посвящена рассказу о Запорожской Сечи, о героической борьбе казаков за свою независимость.
Тарас — настоящий казак, всю свою жизнь посвятивший служению воинским идеалам. Он не позволяет себе ставить свои интересы выше интересов казацкого товарищества.
Женившись на молодой красивой девушке, Тарас вскоре оставляет ее одну ради воинской службы, потому что казак не должен любить жену больше Сечи.
Герой осуждает тех своих товарищей, которые заводят «басурманские» обычаи, гонятся за богатством, забывают родной язык. Его служба — искренняя и бескорыстная, за родную землю. Этим он заслуживает уважение товарищей и становится полковником.
Своих сыновей Тарас воспитывает как будущих воинов: не позволяет матери слишком ласкать их, внушает им мысль, что главное для мужчины — это «чистое поле да добрый конь». Из Остапа и Андрия получаются добрые казаки, настоящие сыновья Бульбы.
Поэтому Тарас долго не может поверить в предательство младшего сына. Однако, убедившись в этом, старый казак не дрогнул и не дал ему никакой поблажки: «Я тебя породил, я тебя и убью!».
Судьба Остапа тоже складывается трагично: его захватывают в плен и казнят после пыток. Но Тарас гордится старшим сыном: тот погиб как настоящий казак, верный воспитанным отцом идеалам. Месть за смерть Остапа показывает нам Тараса как безжалостного и жестокого воина: он выжигает целые польские селения со всеми жителями.
Но Бульба умеет и помнить добро: он еврею Янкелю, который когда-то его брата. В образе Тараса Бульбы Гоголь воплотил лучшие народные черты: честность, бескорыстие, прямоту, любовь к родной земле.
Понятие О. может быть в определенной мере прояснено путем противопоставления его оценке, или оценочному высказыванию. Эти два вида высказываний являются выражением двух противоположных отношений мысли к действительности: истинностного и ценностного. В первом случае отправным пунктом в сопоставлении высказывания с объектом является объект, высказывание выступает как его О. и характеризуется в истинностных терминах. В случае ценностного отношения исходным является высказывание, выступающее как стандарт или проект, которому должен соответствовать объект. Если последний отвечает требованиям, предъявляемым к нему высказыванием, он считается позитивно ценным (хорошим).
Описательное отношение высказывания к действительности иногда отмечается словами «истинно», «действительно» и т.п., но чаще всего никак не обозначается. Сказать «Небо голубое» — все равно что сказать «Истинно, что небо голубое».
Всякое О. предполагает следующие четыре части, или компонента: субъект — отдельное лицо или сообщество, дающее О.; предмет — описываемая ситуация; основание — т.зр., в соответствии с которой производится О., и характер — указание на истинность или ложность предлагаемого О. Не все эти части находят явное выражение в О. Характер О., как правило, не указывается: оборот «истинно, что...» опускается, вместо высказываний с оборотом «ложно, что...» используются отрицательные высказывания. Предполагается, что основания всех О. тождественны: если оцениваться объекты могут с разных позиций, то описываются они всегда с одной и той же т.зр. Предполагается также, что, какому бы субъекту ни принадлежало О., оно остается одним и тем же. Отождествление оснований и субъектов О. составляет главное содержание идеи интерсубъективности знания, независимости его употребления и понимания от лиц и обстоятельств. Постулат тождественности субъектов и О. предписывает исключать упоминание этих двух «частей» из состава О. Вместо того чтобы говорить: «Для каждого человека с любой точки зрения истинно, что Земля вращается вокруг Солнца», мы говорим: «Земля вращается вокруг Солнца».
Сложность проведения различия между О. и оценками по большей части вызвана тем, что многие выражения языка имеют «смешанный», описательно-оценочный характер (см. ОПИСАТЕЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЕВЫСКАЗЫВАНИЕ ). Одно и то же выражение, напр. аксиома какой-то теории или принцип морали, может в одной ситуации функционировать как О., в другой — как оценка, и нередко даже с контекста трудно определить, в какой из этих двух противоположных ролей употребляется выражение.Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.ОПИСАНИЕ этап науч. исследования, состоящий в фиксировании данных эксперимента или наблюдения с определ. систем обозначений, принятых в науке. О. производится как путём обычного языка, так и спец.средствами, составляющими язык науки (символы, матрицы, графики и т. д.). О. подготавливает переход к теоретич. исследованию объекта в науке (см. Объяснение).Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.ОПИСАНИЕОПИСАНИЕ – дескрипция, упорядоченное изложение обстоятельств дела с целью вызвать ясное и отчетливое представление о сообщаемом. Описание придерживается фактов, его интересует, «что» и «как», в то же самое время описание раскрыть и причины, объяснить «почему» и «отчего описания (дескриптивный, описательный метод) является одним из методов, но отнюдь не единственным в науке.