Издревле человек ставил перед собой вопрос, о сущности человеческой жизни. многие философы и мыслители пытались ответить, для чего живет человек, для чего приходит он в этот мир и почему он умирает. и до наших дней никто так и не смог дать однозначного ответа на эти вопросы. наверное, универсального ответа и нет, а значит, каждый сам должен для себя решить, как и для чего ему жить, чтобы «не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы» . обобщённые представления о смысле жизни менялись вместе с эпохами человеческого существования. первобытный человек вряд ли задумывался о смысле своей жизни, о том, что останется на земле после его смерти. вся его жизнь была подчинена инстинктам самосохранения и продолжения рода. но уже в позднем периоде первобытности, древние люди начали оставлять следы своей деятельности, которые дошли до наших дней: наскальная живопись, поделки из камня и кости, примитивные орудия труда. это говорит о том, что человеку хотелось, чтобы новые поколения могли каким-то образом перенять его опыт. если бы этого не происходило, то каждое новое поколение людей фактически начинало бы жить заново и никогда не достигло бы той ступени развития, на которой оно находится сейчас. таким образом, одна из составных частей смысла жизни – оставить после себя следы полезной деятельности, но именно полезной, потому что, например, сожжённый лес нельзя считать следом деятельности разумного человека. не менее важной частью смысла человеческой жизни является постоянное принесение пользы окружающим людям. я когда-то читал рассказ о том, как один старый человек сажал яблони и когда у него спросили, зачем он это делает, ведь ему уже не придётся есть их плоды, старик ответил, что когда после его смерти люди будут есть эти яблоки, они вспомнят и его добрым словом. и, наконец, третья главная составная часть смысла жизни – продолжение рода. ведь если каждый будет жить только в своё удовольствие, пусть даже и принося пользу окружающим, не заботясь о потомстве, то человеческий род скоро закончится. поэтому каждый должен позаботится о продолжении своего рода, тогда и весь род человеческий не прервётся. конечно, невозможно объяснить смысл жизни в одном сочинении, тем более в одной фразе: «построить дом, посадить дерево, воспитать сына» . но от рождения до смерти человек может жить своей жизнью, работать ради того, что он считает дорогим, и наслаждаться этим. он может оставить после себя на земле такой неизгладимый след, что его не уничтожит даже смерть.
А в доказательство приложил к преогромнейший том какого-то романтического сочинения, где( подчинит., прост. ) чрез каждые десять страниц является капитан-исправник, местами даже совершенно в пьяном виде. За стеной был слышен шум и ( сочин. прост ) говор, которые вдруг сделались ясными и звонкими, когда ( подч. прост. ) отворилась дверь и( сочин. прост. ) вышел лакей с подносом, уставленным опорожненными стаканами, сливочником и( сочин. прост. ) корзиною сухарей
Может быть, читателю оно покажется несколько странным и ( сочинительный, простой ) выисканным, но (сочин. прост. ) можно уверить, что ( подчинит. простой ) его никак не искали, а что ( подч.прост. ) сами собою случились такие обстоятельства, что ( подч. прост. ) никак нельзя было дать другого имени, и ( сочинит. прост. ) это произошло именно вот как. Сторожа не только не вставали с мест, когда ( подчинит. прост. ) он проходил, но ( сочин. прост. ( даже не глядели на него, как будто( подчинит. составн. ) бы через приемную пролетела простая муха.
Но Акакий Акакиевич ЕСЛИ и глядел на что, ТО ( подчинит., составн. ) видел на всем свои чистые, ровным почерком выписанные строки, и ( сочин. прост. ) только разве ЕСЛИ( подч. прост. ) , неизвестно откуда взявшись, лошадиная морда помещалась ему на плечо и( сочин. прост. ) напускала ноздрями целый ветер в щеку, тогда только замечал он, что( подч. прост. ) он не на середине строки, а ( сочин. прост. ) скорее на средине улицы. Если ( подч. прост. ( же таких не случалось, он снимал нарочно, для собственного удовольствия, копию для себя, особенно если( подч. прост. ) бумага была замечательна не по красоте слога, но( прост. соч. ) по адресу к какому-нибудь новому или важному лицу. Рассмотрев ее хорошенько у себя дома, он открыл, что( подч. прост. ) в двух-трех местах, именно на спине и на плечах, она сделалась точная серпянка; сукно до того истерлось, что( подч. прост. ) сквозило, и ( сочин. прост. ) подкладка расползлась. Подтачиванье не показывало искусства портного и( сочин. прост. ) выходило, точно, мешковато и некрасиво Акакию Акакиевичу было неприятно, что( подч. прост. ) он пришел именно в ту минуту, когда( подч. прост. ) Петрович сердился: он любил что-либо заказывать Петровичу тогда, когда ( подч. прост. )последний был уже несколько под куражем, или,( сочин. прост. ) как выражалась жена его, «осадился сивухой, одноглазый черт» Он ничего этого не заметил, и( сочин. прост. ) потом уже, когда ( подч. прост. ) натолкнулся на будочника, который, поставя около себя свою алебарду, натряхивал из рожка на мозолистый кулак табаку, тогда только немного очнулся, и( соч. прост. ) то потому, что ( подч. прост. ) будочник сказал: «Чего лезешь в самое рыло, разве нет тебе трухтуара?»