Отцы и дети») к сожалению, на жизненных мгновенными жатвой поколения сходят, зреют и падут. другие им следом идут а. с. пушкин впервые роман тургенева «отцы и дети» вышел в свет в 1862 году в журнале « вестник». ни один из произведений тургенева не вызвал столь споров. критика в отношении «отцов и детей» заняла позиции, иногда прямо противоположные друг другу. например, критик антонович обвинил тургенева в том, что его «роман есть не что иное, как беспощадная и разрушительная критика молодого поколения». писарев же видел в базаре лучшего представителя современной молодежи, в котором собрано воедино все лучшее. чтобы понять позицию каждого и то, о чем хотел сказать автор, обратимся к тому времени, когда роман создавался. роман писался в период идейной борьбы дворян-либералов и разночинцев-демократов. это были времена, когда еще существовало крепостное право, когда нарастали революционные настроения и прежде бросались в глаза идеи отрицания и разрушения по старому порядку, старым авторитетам и принципам. это отрицание старых принципов и получило название «нигилизм». но мне кажется, в романе противопоставлены не только две эпохи, но и два поколения. если посмотреть на само название, еще не читая роман, мы в первую очередь видим именно два поколения - поколения отцов и поколения детей. конфликт отцов и детей - это вечный конфликт. его описывали в и до и после тургенева, он существует и сейчас. каждое новое поколение стремится с присущими молодости энергией и задором перестроить все по-другому как ему кажется, лучше, а старое поколение хочет сохранить старый уклад. павел петрович кирсанов является в романе именно тем представителем старого поколения, считает, что все лучшее было создано в его время. базаров - нигилист, человек, который хочет построить новый мир, предварительно разрушив старый. уже в начале романа мы понимаем, что столкновение этих двух героев неизбежно. они противопоставлены друг другу буквально во всем, и автор подчеркивает это. тонкая, даже поэтическая, с опорой на классику, речь павла петровича отличается от грубоватой, близкой к народной, языка базарова. вспомним момент, когда герои знакомятся, их . николай петрович, подойдя к базарова, зажал его «красную руку, тот не сразу ему подал». а вот рука кирсанова: «павел петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями, - руку, казалась красивее от снежной белья рукавчиками, застегнутом одиноким крупным опалом, и подал ее племяннику. помимо внешних в этих рук есть и более глубокие отличия: красивая, ухоженная рука с длинными ногтями может быть только у человека, которого далека всякая работа. действительно, павел петрович ведет праздный образиття, считая его привилегией аристократов, в то время как базаров, который приехал в гости, то есть, казалось бы, отдыхать, привозит с собой микроскоп и другое оборудование для проведения исследований. здесь прослеживается социальное содержание: эпоха аристократов с их бездействием противопоставлены новому поколению разночинцев с их близостью к народу. это же смысловую нагрузку несет и противопоставление одежды, вещей героев. базаров говорит: «прикажите только чемоданишко мой туда взыскать так вот эту одежонку. «одежонка» базарова - «длинный с кистями» - говорит о пренебрежении к ней своего хозяина, а может, этим базаров хочет выделиться из той среды, в которое попал. одежда павла петровича - это его лицо. поэтому он выглядит : «темный сьют, модная низенькая галстук и лаковые полусапожки. ясно, что за небрежностью базарова стоит его нигилизм, а за изысканностью кирсанова - его «принципы». однако нельзя забывать, что базаров и кирсанов - люди разного возраста, разных поколений, а каждое поколение имеет свою моду, соответственно свои взгляды. все родители и дети различаются друг от друга. внешнее различие - только знак отличия внутреннего. время вносит коррективы не только в одежду, поведение, но и влияет на ми выбери пункты
Такого страшного ливня давно не было. с утра по небу ползли медленно облака, то сливаясь, то обгоняя друг друга. казалось, что там, на краю горизонта, их было бесконечно много. облака удивительно быстро меняют свои очертания. потом они пошли гуще и заполнили собою все небо. с земли поднялся высокий темный заслон. над городом неподвижно распласталась черная туча. ветер усиливался, он упорно трепал верхушки деревьев. хлынул ливень. вода хлестала из труб, вымывала в земле ямы и бугры и тут все слилось воедино, улицы постепенно становились бурными реками, а площади и дворы — озерами. а ливень хлестал и хлестал без удержу