Ажное место в творчестве М.Ю. Лермонтова занимает тема личной и нравственной свободы, которая особенно ярко выражена в его поэме «Мцыри». Но человеческие искания, тоска по родному дому показаны в произведении не только через внутренние переживания Мцыри, его борьбу с барсом, встречу с грузинкой, исповедь старику-монаху и другие события. Огромное, неизгладимое впечатление оставили в душе героя величественные картины природы. Тот цветущий сад, что открылся его взору в первое утро на свободе, дал почувствовать Мцыри необъятность окружающего его мира, гармонию и красоту природы.
Естественные явления намного ближе главному герою, чем монахи, с которыми он до этого общался. И буря, разыгравшаяся в ночь побега послушника, и горный поток близ чудесного сада – все они стали друзьями, братьями Мцыри. Природа дала ему то, что не могли дать вырастившие его монахи и монастырские стены. Природа подарила юноше чувство единения с чем-то возвышенным, гордым и свободным.
По сравнению с простором, который открывается Мцыри в его нелегком пути, монастырь кажется тюрьмой. Клеткой, из которой может выбраться лишь по-настоящему жаждущий свободы человек. И даже встреча героя с барсом, зверем свирепым и грозным, придает Мцыри ярости и сил, достаточных для того, чтобы выйти из поединка победителем:
Забыл я – и в груди моей
Родился тот ужасный крик,
Как будто с детства мой язык
К иному звуку не привык…
Но враг мой стал изнемогать,
Метаться, медленней дышать…
Главному герою навсегда запомнятся зеленые холмы, темные скалы, пышные луга и так знакомо виднеющиеся вдали, сквозь туман, покрытые снегом горы его далекой родины… И среди воспоминаний об отце, о его оружии, о рассказах стариков, о песнях своих сестер возникает и картина того, как мальчиком Мцыри играл на белом песке близ горного потока:
В ущелье там бежал поток,
Он шумен был, но неглубок;
К нему, на золотой песок
Играть я в полдень уходил.
Здесь говорится о речке, как о живом человеке, о друге, с которым хочется общаться и играть. Только природа, в отличие от людей, никогда не обидит, не сделает больно и не станет ограничивать свободу.
Мцыри наконец-то познал самого себя, проведя три дня на лоне природы. Однако не только этому герою довелось испытать подобные ощущения. В литературе можно найти множество примеров, в которых персонажи тех или иных произведений находили свое предназначение в то время, когда общались с природой.
И недаром так богат язык поэмы – как будто «поэт брал цвета у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов, гул у ветров». Сама природа служила великому Лермонтову.
Давным-давно жил в одном городе правитель, справедливым прослыл. Любят его подданные и Бога молят, чтобы подольше правил ими. Пришел к правителю как-то крестьянин, репу принес, большую-пребольшую, с человека величиной будет.
Поклонился крестьянин низко правителю и говорит: - Господин правитель, нынешний год репа замечательно уродилась. Выбрал я ту, что побольше, тебе принес. Не погнушайся! Возьми! Отвечает правитель мил человек, только не возьму я у тебя репу. Отнеси-ка ее лучше домой. Ведь растил для себя, а мне отдаешь!
Говорит крестьянин: - Сколько лет репу выращиваю, такой еще не видал. Ее само Небо послало, чтобы я в дар тебе принес, за доброту твою и справедливость. Возьми же. Окажи милость! От всего сердца дарю!
- Раз так, - говорит правитель, - не могу я от подарка твоего отказаться. И с благодарностью принимаю. Кликнул тут правитель слугу, спрашивает: - Нет ли у нас чего-нибудь, что подарить можно? - Есть, мой повелитель, - отвечает слуга. - Приходил тут один крестьянин, теленка в благодарность принес.
Ты от тюрьмы его Вот и хорошо, неси теленка сюда, - велит правитель, а после у крестьянина спрашивает: - Скажи-ка, мил человек, есть у тебя дома какая-никакая скотинка? - Еще не обзавелся, мой господин. - Возьми тогда этого теленка, - говорит правитель, - расти его и усердно трудись! Растерялся крестьянин, не знает, что и делать. И взять стыдно, и не взять - неловко.
Думал, думал, после взял теленка, домой повел. Узнали про это в деревне. И перво-наперво жадюга узнал и прикидывать стал: - За репу сосед теленка получил, а я за своего кабанчика самое меньшее буйвола возьму, того, что по двору у меня бегает. Взял он кабанчика, пришел к правителю и говорит: - Господин правитель!
Сколько лет свиней ращу, такой еще не видел. Ее само Небо послало, чтобы я в дар тебе преподнес, за доброту твою и справедливость. Возьми!
Сделай милость, не погнушайся! От всего сердца дарю! - Раз так, - говорит правитель, - не могу я от подарка твоего отказаться! Кликнул тут правитель слугу и спрашивает: - Нет ли у нас чего-нибудь, что подарить можно этому честному человеку?
Подумал слуга и отвечает: - Приходил тут один крестьянин, репу принес, большую-пребольшую, сказал, репа в нынешний год замечательная уродилась. Обрадовался правитель и говорит: - Вот и хорошо! Неси сюда репу! Такой большой во всем мире не сыщешь! Ты, парень, надеюсь, тоже добрый и честный, как тот, что вырастил эту репу. Возьми же ее в награду! Услышал это жадюга - загрустил, голову опустил.
1.Казахстан (подлежащее) впервые (обстоятельство) провел(сказуемое) Седьмые(определение)зимние(определение) Азиатские(определение) игры(дополнение) (Повеств., невоскл., простое , двусост. , распр.) 2.Они(подлежащее)состоялись(сказуемое) в январе 2011 года(обстоятельство)(Повеств., невоскл., простое., двусост., распр.) 3. Казахстанские (определение) спортсмены(подлежащее) начали участвовать (сказуемое) в(обстоятельство)Азиатских(определение) играх(обстоятельство) с середины 90-х годов века (обстоятельство) (Повеств., невоскл.,простое. двусост., распр.)
Естественные явления намного ближе главному герою, чем монахи, с которыми он до этого общался. И буря, разыгравшаяся в ночь побега послушника, и горный поток близ чудесного сада – все они стали друзьями, братьями Мцыри. Природа дала ему то, что не могли дать вырастившие его монахи и монастырские стены. Природа подарила юноше чувство единения с чем-то возвышенным, гордым и свободным.
По сравнению с простором, который открывается Мцыри в его нелегком пути, монастырь кажется тюрьмой. Клеткой, из которой может выбраться лишь по-настоящему жаждущий свободы человек. И даже встреча героя с барсом, зверем свирепым и грозным, придает Мцыри ярости и сил, достаточных для того, чтобы выйти из поединка победителем:
Забыл я – и в груди моей
Родился тот ужасный крик,
Как будто с детства мой язык
К иному звуку не привык…
Но враг мой стал изнемогать,
Метаться, медленней дышать…
Главному герою навсегда запомнятся зеленые холмы, темные скалы, пышные луга и так знакомо виднеющиеся вдали, сквозь туман, покрытые снегом горы его далекой родины… И среди воспоминаний об отце, о его оружии, о рассказах стариков, о песнях своих сестер возникает и картина того, как мальчиком Мцыри играл на белом песке близ горного потока:
В ущелье там бежал поток,
Он шумен был, но неглубок;
К нему, на золотой песок
Играть я в полдень уходил.
Здесь говорится о речке, как о живом человеке, о друге, с которым хочется общаться и играть. Только природа, в отличие от людей, никогда не обидит, не сделает больно и не станет ограничивать свободу.
Мцыри наконец-то познал самого себя, проведя три дня на лоне природы. Однако не только этому герою довелось испытать подобные ощущения. В литературе можно найти множество примеров, в которых персонажи тех или иных произведений находили свое предназначение в то время, когда общались с природой.
И недаром так богат язык поэмы – как будто «поэт брал цвета у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов, гул у ветров». Сама природа служила великому Лермонтову.