На твой вкус! До революции Херсон был губернским городом, не являющимся, как было принято считать в советское время, провинциальным.
После революции он был включен в состав Одесской области, позже - Николаевской. Это явно не пошло во благо для городского хозяйства. Одесса закрыла в Херсоне чаеразвесочную фабрику, папиросную фабрику Лермана и вывезла все оборудование к себе. Николаевцы закрыли чугунолитейный завод и тоже вывезли его. Также были закрыты Херсонский технологический институт, Украинский национальный театр, цирк Трепетова, театр оперетты, херсонский ипподром. Тогда же закрылись и многие рынки, коих на тот момент было не меньше чем сегодня (хотя на тот момент населения в Херсоне было в 5 раз меньше).
Рынки в основном были специализированные: привозной, зеленый, рыбный. Кроме того, существовали ярмарочные площади, на которых продавался крупнорогатый скот, лошадей, тонкорунных овец и коз. Но остановимся подробнее на птичьем рынке (прозванным в народе "резней"). Это было 6-угольное здание, построенное по образу и подобию старого "ленивого" рынка (теперь на этом месте возвышаются здания краеведческого музея и ДКС). Здание по периметру было украшено арками, оживляли строение полукруглые окна. Подобная архитектура, известная под именем "Шопы", представляет собой типичный для старых городов гостиный двор.
Продаваемый скот и птица доставлялись на рынок живыми, где подвергались тщательному осмотру ветеринарного врача, в распоряжении которого была специальная лаборатория. Покупатель мог сам выбрать приглянувшуюся ему птицу, которую на его глазах тут же обезглавливали, сливали кровь и упаковывали для заказчика. За дополнительную плату ее отчищали от внутренностей. Неизменным "атрибутом" рынка был раввин. Одетый в забрызганный кровью прорезиненный фартук, он совершал молитвы и только после этого обезглавливал птицу для своих прихожан. За кашерную птицу он получал приличные деньги.
После революции страна была разорена и разграблена. Рынки оказались невостребованными, ибо в Стране Советов свирепствовал голод и болезни. Чтобы херсонцев не смущал пустующий птичий рынок с его величественной и напоминающей о царском режиме архитектурой, местные власти решили его закрыть и перестроить под жилье. Это сейчас строят комфортные комплексы типа жк созвездие навис со всеми условиями для комфортной жизни, а в те времена всё подряд шло под, так называемое, жильё.
Сегодня часть стены была очищены до камня и неожиданно открылись арки и столбы "потерянного" рынка. Кроме того, сохранились отдельные подвалы, которые до сих пор используются. Они выполняют функцию термоса, сохраняя температуру +10°С на протяжении всего года. Но сколько еще тайн таит в себе старый рынок и целая сеть его подземных галерей, не знает никто.
Будем надеяться, что пока здание рынка еще окончательно не стерто с лица земли, найдется небезразличный к истории Херсона инвестор, который сумеет привести в порядок этот непризнанный исторический памятник.
1. Мы пошли к Сильвио и нашли его на дворе, сажающего пулю на пулю в туза, приклеенного к воротам (Пушкин - "Выстрел") 2. Акакий Акакиевич имел обыкновение со всякого истрачиваемого рубля откладывать по грошу в небольшой ящичек, запертый на ключ, с прорезанной в крыше дырочкой для бросания туда денег. (Гоголь "Шинель") 3. Там в углу были кучей сметены к стене промерзшие стружки, склеенные в комки вытекшей из битых яиц сердцевиной. (Пастернак "Доктор Живаго") 4. Они еще помнили рассказы покойно Анны Ивановны о сказочном кузнеце, выковавшем себе неразрушающиеся внутренности из железа, и прочие местные россказни и небылицы.(Пастернак "Доктор Живаго") 5. Месяц с вышины небе давно уже озарял весь двор, наполненный спящими, густую кучу верб и высокий бурьян, в котором потонул частокол, окружавший двор. (Гоголь "Тарас Бульба")
1. Она беспрерывно обращалась к Раскольникову и полушепотом спешила излить перед ним все накопившиеся в ней чувства и все справедливое негодование. (Достоевский "Преступление и наказание") 2. Как бывает, что вслед за одной вылившейся из бутылки каплей содержимое ее выливается большими струями, так и в моей душе любовь к Вареньке освободила всю скрытую в моей душе любви. (Толстой "После бала") 3. Недалеко от нас, в спускавшемся из лесу к морю овраге быстро прыгала по каменистому ложу мелкая, прозрачная речка. (Бунин "Кавказ") 4. она еще издали, по одной только живой и немного подпрыгивающей походке, узнала, что история с кустами кончилась благополучно. (куприн "Куст сирени") 5. третий звонок оглушил меня, неожиданно тронувшийся поезд поверг в оцепенение. (Бунин "Кавказ")