Синонимичны в ряде конструкций предлоги В – НА и их антонимы из – с. Например: работать в огороде – работать на огороде, ехать в поезде – ехать на поезде, слезы в глазах – слезы на глазах, в спортивных играх – на Олимпийских играх
Употребление предлога в в пространственном значении связано с представлением об ограниченном пространстве, при отсутствии этого значения употребляется предлог на. Ср.: машины стояли во дворе (окруженное забором или домами пространство) – дети играли на дворе (вне дома; ср. : на дворе сегодня холодно)
1) С административно-географическими наименованиями употребляется предлог в с винительным и предложным падежами, например: в город/городе
С названиями горных областей употребляется предлог на: на Алтай/Алтае. Употребление предлогов в– на с предложным падежом при названиях гор во множественном числе придает сочетаниям разное значение: в Пиренеяхи т. д. значит «в горах, среди гор» ; , на Карпатах –на поверхности гор
В некоторых случаях закрепляется один из синонимических предлогов: работать в фотостудии – работать на киностудии Иногда сказывается исторически сложившаяся традиция; ср. : в деревне – на хутореНа выбор предлога влияет семантика управляющего слова и значение всего сочетания. : поехал на вокзал – вошел в вокзал
2) В выражениях на почте, на заводе, на фабрике, на стадионе употребление предлога на объясняется тем, чтопервоначально понятия «почта» , «завод» , «фабрика» , «стадион» не связывались с представлением о помещении или здании: в мастерской, в цехе, в спортзалесвязывалось с представлением о закрытом помещении)
3) При названиях зрелищных организаций и мероприятий установилось такое употребление: в театре (имеется в виду помещение) – на концерте (имеется в виду исполнение, представление)
4) При названиях учебных заведений употребляется предлог в: в университете; при названиях частей учебного заведения – предлог на: на филологическом факультете5) При названиях средств передвижения обычно употребляется предлог на: на теплоходе. Употребление предлога впредполагает нахождение внутри предмета: спал в автомобиле
Антонимические пары образуются предлогами в – из, на – с, например: поехал на Кавказ – вернулся с Кавказа, поехал в Крым –вернулся из Крыма.
Обобщающее слово — это слово или словосочетание, которое является общим обозначением находящихся при нём однородных членов. Когда обобщающее слово стоит впереди однородных членов предложения, то перед однородными членами на письме ставится двоеточие, а если после, то тире. § 101. Обращение, т. е. слова и сочетания слов, называющие адресата речи, выделяется (или отделяется) запятыми. При усилении эмоциональности ставится восклицательный знак после обращения: Поздравляю, товарищи, с благополучным прибытием (Пауст.); — Не ходи, Володя, — проговорил Родион (Ч.); Откройся, мысль! Стань музыкою, слово, ударь в сердца, чтоб мир торжествовал! (Забол.); Я спрыгну сейчас, проводник (Б. Паст.); Стихни, ветер. Не лай, водяное стекло (Ее). Несколько обращений разделяются запятыми или восклицательными знаками: «Милая моя, дорогая, мучение мое, тоска моя», — прочитала она (Ч.); Прощай, мое счастье, мое недолгое счастье! (Купр.); Пролетарий! Бедный брат... Когда ты получишь сие письмо, я уже буду на отлете (Ч.); — Батюшка! Семен Яковлевич! — раздался вдруг... голос дамы (Дост.). Обращения, соединенные союзом и, не разделяются запятой: Рыдайте, кабацкие скрипки и арфы, над черною астрой с прическою «афро» (Возн.). Если после обращения имеется определение или приложение, то оно обособляется; такое определение воспринимается как второе обращение: Дедушка, миленький, где ж ты был? (Расп.); — Миллер, голубчик, встаньте. На берегу огни!(Пауст.). Части расчлененного обращения выделяются отдельно, каждая сама по себе: Услышь меня, хорошая, услышь меня, красивая, заря моя вечерняя, любовь неугасимая! (Ис). Если обращение заканчивает вопросительное предложение, то после него ставится вопросительный знак: Слышите, Дмитрий Петрович? Я приеду к вам в Москву (Ч.); Что с вами, синий свитерок? (Возн.); Ты молилась ли на ночь, береза? Вы молились ли на ночь, запрокинутые озера Сенеж, Свитязь и Нарочь? Вы молились ли на ночь, соборы Покрова и Успенья? (Возн.).
Сли зима была снежной и с наступлением весны снег быстро растаял, то воды в реки прибывает очень много и они выходят из берегов, затапливают луга, леса, даже селения. Какое-то время вода стоит очень высоко, а потом постепенно начинает спадать, уходит, река возвращается в свое русло. Это явление - когда реки разливаются, называется весенним половодьем. Еще часто говорят: большая вода пришла. Исаак Левитан, великий русский художник-пейзажист, так и назвал свою картину - "Большая вода". Она изображает весеннее половодье. Вода - разлившаяся река - занимает большую часть полотна. Она голубая, холодная, чистая, ровная, как зеркальная поверхность. В ней отражается чистое голубое небо, легкие облака и пока еще голые деревья - затопленная рекой рощица. Тонкие деревца выглядят беззащитно и трогательно. Среди них - почти обязательные для русского пейзажа деревья - березы. Подсвеченные солнцем, они кажутся розовыми. В левой части тщательно выписанная желтая глинистая полоска земли красиво оттеняет голубую воду и как бы уводит взгляд зрителя в глубину картины. В перспективе видны затопленные крестьянские дома и крутой, недоступный для воды берег. Темные тени деревьев на переднем плане говорят о том, что солнце светит сильно, ярко. Да это чувствуется и по общей тональности картины, по цвету красок, которые использовал художник. Картина наполнена светом. Именно этот эффект, особенно хорошо удавшийся Левитану здесь, передает подлинное ощущение весны, ее свежее дыхание. На переднем плане, но не в центре, а немного левее, один из главных элементов пейзажа - одинокая утлая лодочка, причалившая к берегу. Она пуста. Может быть, какой-то крестьянин только что приплыл на ней из тех виднеющихся домишек. Может быть, ее просто сорвало с прикола и прибило сюда ветром. Каждый зритель картины придумывает свою историю этой лодочки и невольно становится соавтором сюжета.
Употребление предлога в в пространственном значении связано с представлением об ограниченном пространстве, при отсутствии этого значения употребляется предлог на. Ср.: машины стояли во дворе (окруженное забором или домами пространство) – дети играли на дворе (вне дома; ср. : на дворе сегодня холодно)
1) С административно-географическими наименованиями употребляется предлог в с винительным и предложным падежами, например: в город/городе
С названиями горных областей употребляется предлог на: на Алтай/Алтае. Употребление предлогов в– на с предложным падежом при названиях гор во множественном числе придает сочетаниям разное значение: в Пиренеяхи т. д. значит «в горах, среди гор» ; , на Карпатах –на поверхности гор
В некоторых случаях закрепляется один из синонимических предлогов: работать в фотостудии – работать на киностудии
Иногда сказывается исторически сложившаяся традиция; ср. : в деревне – на хутореНа выбор предлога влияет семантика управляющего слова и значение всего сочетания. : поехал на вокзал – вошел в вокзал
2) В выражениях на почте, на заводе, на фабрике, на стадионе употребление предлога на объясняется тем, чтопервоначально понятия «почта» , «завод» , «фабрика» , «стадион» не связывались с представлением о помещении или здании: в мастерской, в цехе, в спортзалесвязывалось с представлением о закрытом помещении)
3) При названиях зрелищных организаций и мероприятий установилось такое употребление: в театре (имеется в виду помещение) – на концерте (имеется в виду исполнение, представление)
4) При названиях учебных заведений употребляется предлог в: в университете; при названиях частей учебного заведения – предлог на: на филологическом факультете5) При названиях средств передвижения обычно употребляется предлог на: на теплоходе. Употребление предлога впредполагает нахождение внутри предмета: спал в автомобиле
Антонимические пары образуются предлогами в – из, на – с, например: поехал на Кавказ – вернулся с Кавказа, поехал в Крым –вернулся из Крыма.