Я знаю несколько таких сказок, где лиса подружилась с журавлем, котом, волком. Конечно, везде лиса была очень хитра и имела большую выгоду от дружбы.
Например, когда лиса подружилась с волком, то тот ее на себе вез, хотя сам волк был избит и ранен, пытаясь наловить лисичке - сестричке рыбку.
В сказке лиса и журавль, они друг друга угощали, лиса его кашей, а журавль окрошкой. Точнее сказать, пытались угощать, так как журавль не мог поесть из блюдечка, а лиса не могла просунуть мордочку в кувшин, для того, чтобы добраться до окрошки.
А в сказке, где лиса подружилась с котом, они делили добычу пополам. Лиса запугивла лесных жителей своим свирепым Котофей Котофеичем.
Очень яркой представительницей класса помещиков является г-жа Простакова. В доме управляет именно она, все находится под ее жесткой и грубой властью. Даже муж Простаковой, из-за ее деспотизма, превратился в безвольного и слабохарактерного человека. С собственной женой он говорит, «запинаясь от робости», боясь высказать свое мнение, во всем соглашаясь с ней.
Сама будучи малограмотной и необразованной женщиной, Простакова старается оградить от серьезного обучения и сына, предлагая ему «поучиться только для виду, чтоб дошло до чужих ушей…». Ее сердцу очень мило, «что сын Митрофанушка вперед шагать не любит…».
А как рассуждает госпожа Простакова на уроке учителя Цыфиркина? В связи с придуманной им задачей про находку денег героиня предлагает сыну: «Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми. Не учись этой дурацкой науке». А когда учитель составил задачу о прибавке ему жалованья, хозяйка дома возмутилась: «Гроша не прибавлю…». И говорит в заключение своему ленивому Митрофанушке: «Наука не такая. Лишь тебе мученье, а все вижу, пустота».
Никакой пользы от наук и обучения Простакова не видит. Например, зачем учить географию, когда есть извозчики, которые отвезут куда нужно? Она уверенно заявляет: «Это и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи: повези меня туда, - свезут, куда изволишь…»
Эта помещица уверена, что она обладает полной властью над «своими людьми» - слугами, крестьянами. В ответ на слова Правдина, «что тиранствовать никто не волен», Простакова возмущается: «Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен; да на что ж дан нам указ о вольности дворянства?»
Правдин очень точно характеризует эту героиню: «Госпожа бесчеловечная, которой злонравие в благоучрежденном государстве терпимо быть не может».
Достойный финал деспотичной власти Простаковой видим мы в конце комедии. Героиня лишилась всего – дома, деревни, сына. Она произносит в отчаянии: «Погибла я совсем! Отнята у меня власть! От стыда некуда глаз показать нельзя! Нет у меня сына!»
Своей комедией Д.И. Фонвизин утверждает - жестокой власти и самодурству в России приходит печальный конец.