Ах, эта Москва... Теплые московские дворцы, утопающие в зелени, и как контраст, как вечный спор беспощадное видение Санкт-Петербурга: прямые стрелы проспектов, холод Зимнего дворца, лед Невы, безжалостные шпили крепостей... Когда по воле Петра вся знать потянулась в Петербург, северный парадиз не пришелся по вкусу старым дворянским родам. Сердца их рвались обратно, в родное московское приволье. Блестящие вельможи, выйдя в отставку или попав в немилость, немедля селились в Москве и доживали тут свои дни в роскоши и полнейшем бездействии. Москва становилась ворчливой оппозицией Петербургу. Екатерина называла ее республикой и заботилась о том, чтобы сохранять с ней добрые отношения. Дети богатейших московских вельмож составляли основу гвардии, той самой гвардии, которая возводила на трон и свергала с трона российских государей. Москва XVIII века. Это был единственный в мире город-усадьба. Извилисто текла еще не закованная в трубы Неглинка, образуя великие болотца, пруды и застойные лужи. Грязь убирали лениво, что возникновению знаменитой чумы, опустошившей город в 70-е годы, во время борьбы с которой так отличился Григорий Орлов. Но зато не было проклятой петербургской тесноты. Великолепны раздольные подмосковные усадьбы – юсуповское Архангельское, панинское Марфино, шереметевское Останкино, и столь же привольны городские дворцы-усадьбы с такими же обширными парками за чугунными оградами, с домашними церквями... Все это с деревянными лачугами с завалинками и огородами. Древний Кремль, гордость москвичей, был, увы, в запустении. Он просыпался только во времена коронаций. И вновь погружался в вековой сон, нарушаемый лишь московскими пожарами. Как горела тогда Москва! В 1701 году великий пожар сжег Кремль. Петр занимался строительством Петербурга, и было ему не до ненавистной московской старины. И обгорелые стены кремлевских дворцов угрюмо зияли черными провалами. В 1737 году новый страшный пожар обрушился на Москву. Пожар вспыхнул от свечки перед иконой и остался в пословице «Москва от копеечной свечки сгорела...». Наконец богомольная Елизавета, столь любившая первопрестольную, где провела она свои девичьи годы, где, по преданию, венчалась с Алексеем Разумовским и где живала часто в великолепном его дворце, обращает свои взоры на разрушенный Кремль. И, к ужасу ревнителей московской старины, повелевает иноземцу Растрелли разобрать обветшавшие здания и построить дворец. Он построил для Елизаветы в Кремле неудобный зимний дворец, который царица не любила и в котором никогда не жила... Екатерина пошла в своих заботах о Кремле еще дальше. В 1773 году был заложен гигантский дворец по проекту Баженова. Он должен был охватить весь Кремль, но, к счастью, истощенная пугачевским бунтом и войною казна не дала возможности осуществить это... Последствия внимания Екатерины были страшны: уничтожение еще крепких старых зданий приказов, знаменитого запасного дворца, где когда-то помещались хоромы Самозванца, снос Тайницкой башни, палат Трубецких, церкви Козьмы и Дамиана, дворцов духовенства. По планировке 1775 года была расчищена Красная площадь, сломаны старый Гостиный и Посольский дворы, уничтожены стены, ворота и рвы Белого и Земляного городов...
Воспитание – это процесс формирования личности с целью подготовки человека к социально-культурной и трудовой жизни в обществе. Принято считать, что воспитанием занимаются родители, воспитатели, учителя, преподаватели. Но на самом деле, воспитанием занимаются все и каждый. Во все времена воспитание являлось нелегким делом и сопровождалось многими проблемами. Остро стоит проблема воспитания подрастающего поколения и в современном обществе, потому что изменились взаимоотношения людей и все меньше стали цениться добро, честность и порядочность. В тексте, автором которого является Соколова, поставлен именно этот важный вопрос: как следует воспитывать подрастающее поколение? Как бывший директор детского дома, она с глубокой заинтересованностью размышляет о том, как трудно приходится честным, порядочным молодым людям устраивать жизнь в современном обществе. Ее глубоко волнует вопрос о том, как сделать воспитанников по-настоящему счастливыми. Не случайно она формулирует вопросы от лица воспитан-ников. И хотя никто не присылал в детский дом писем с упреками в том, что их не так воспитали, жизненный опыт подсказывает ей, что подобные вопросы у них не раз возникали, поскольку именно хорошие качества иногда мешают человеку устроиться в жизни. Автор не дает прямого ответа на поставленные вопросы, однако несмотря на то, что размышления ее полны горечи, вера в добро и справедливость остаются. Она считает, что прожила свою жизнь не зря, воспитывая в детях добро. С позицией автора трудно не согласиться. По моему мнению, хорошие качества надо прививать человеку с детства. И пусть он растет честным, добрым, трудолюбивым, а жизненные трудности закаляют его и делают опытным и более стойким. В литературе есть немало примеров, когда родители внушали своим детям ложные ценности, и такое воспитание ни к чему хорошему не приводило. Вспомним гоголевского Чичикова, которому отец завещал пуще всего беречь копеечку и из которого вышел настоящий стяжатель. Можно рассказать и о грибоедовском Молчалине, которому отец завещал «угождать всем людям без изъятья». Жалки, ничтожны, противны такие люди, и не они приносят пользу обществу и людям. Проанализированный текст заставляет понять: пусть часто побеждают в настоящее время расчетливость, обман, жестокость, вера в добро должна быть обязательно, и хорошим, честным людям, которых, конечно, больше, не надо бояться и уметь противостоять всему плохому.