Творчество художника Виктора Михайловича Васнецова пронизано мотивами русского народного творчества. Еще в 80-х годах 19 века живописец оформлял пьесу «Снегурочка» Н.Островского, которую ставил Абрамцевский кружок. А после принимал участие в оформлении оперы «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова. Вся эта работа вдохновила художника на написание полотна «Снегурочка» в 1899 году.
Прообразом Снегурочки стала Сашенька, дочь Мамонтова. Согласно народным верованиям Снегурочка — это дочь Мороза и Весны, рожденная в дремучем лесу. На картине практически в самом центре изображена девушка. Снегурочка одета в длинное серебристое пальто, на ней такого же цвета рукавицы и шапка. Ее одеяние в тон снегу, по которому она идет, будто из снега не только ее одежда, но и сама она вся.
Снегурочка развела руки в стороны, голова чуть наклонена, она смотрит по сторонам, создается впечатление, что она только вышла из лесу и немного растеряна. Девушка красива: на белом лице ровные брови и алый рот, нет на нем только румянца привычного для других девушек.
Рядом со Снегурочкой небольшие елочки и одинокие деревья. Кроме следов девушки и какого-то зверька на переднем плане на картине больше нет присутствия ничего живого. Снегурочка бродит по ночному лесу и всю картину заливает холодный лунный свет, однако ночь очень светлая, и в этом свете мы может различить практически весь рисунок на дорогом убранстве Снегурочки.
Все полотно исполнено в серо-голубых тонах, причем передний план очень светлый, а задний практически полностью погружен во мрак — такая цветовая гамма будто подчеркивает таинственность всего происходящего сейчас в лесу. Освещение на картине очень интересное и необычное, если приглядеться, кажется, что вокруг Снегурочки снег светлее, будто сама она излучает свет.
В образе Снегурочки Васнецов пытался соединить и земное, и небесное. На его картине она получилась сказочным персонажем, который обрел внешнюю оболочку. И внешность девушки олицетворяет всю красоту заснеженной России, и природа на картине вторит этому.
Творчество русского народа вдохновляло Васнецова на многие шедевры и картина «Снегурочка» не стала исключением, у художника получилось нарисовать такое волшебное и трогательное создание, что она ничуть не уступает своему литературному аналогу.
ДЕНЬ НА РЕКЕ Однажды поздней осенью меня что-то разбудило ночью. Я прислушался: звенит, и я понял, что это не что иное, как колокольчик, который был около калитки. Я встал, оделся. Я жил один в пустом доме, в деревне, в трехстах километрах от Москвы. Никто ночью не мог прийти ко мне, вся деревня спала. Я открыл калитку — за ней стоял не кто иной, а мой знакомый рыболов, режиссер московского театра. - На два дня из Москвы! — сказал он радостно. — Половить. Ночь какая! А воздух! - Как вы доехали? - Замечательно! — ответил режиссер. — На пароходе совсем не спал. Все волновался. Чуть закрою глаза и вижу: темная вода, серое тихое небо, едва брезжит рассвет… - Поспать?! - Нет, что вы. Спать я совсем не хочу. Вот выпьем чаю, соберемся и через час двинем на Прорву (так называется река). - Конечно, двинем. В пустом доме сразу стало шумно. Вышли мы из дому еще в темноте. Дождевая вода в колеях покрылась прозрачным ледком. Пахло травой. Через час мы вышли к Прорве. Вода! Сейчас она была серо-зеленая, осенняя и чем-то напоминала морскую. Река казалась совершенно безжизненной. Мы выбрали место, закрытое от западного ветра. Странное чувство. Я испытывал острое ощущение необыкновенного отдыха и приближения чего-то таинственного. Очевидно, это ощущение было сродни тому состоянию, которое мы называем счастьем…