во все времена были войны, и бойцов отправляя в бой, провожали всем городом или деревней. так и на картине «проводы ополчения» изображено прощание с любимыми и дорогими людьми, которые отправляются в далекий путь, воевать с недругами. вооруженные мужчины идут по дороге, вдоль которой на возвышенности стоят провожающие. именно провожающие, а не воины, главные герои картины ю. ракши.
вот на переднем плане стоит беременная женщина, возле которой стоит ее сын и она прижимает его к себе, обняв за плечо. она одета в дорогое платье, а голова ее украшена изысканным украшением. сразу видно, что она не простолюдинка, а из богатой семьи. ее лицо полно скорби и печали, наверно она провожает своего мужа. возле ног этой женщины, прямо на земле сидит убитая горем темноволосая женщина и ее дочь. они одеты в простую одежду и, похоже, их семья не богата. женщина тоже провожает своего мужа, но переживает гораздо сильнее, нежели женщина стоящая рядом с ней.
за ними стоит другая женщина, которая держит на руках сына. она так крепко его прижимает к себе, как будто думает о том, что когда он вырастет, его также отправят на войну и она больше всего на свете этого боится. чуть подальше стоит уже пожилая женщина, провожающая своего сына. возле нее стоит девушка, молящаяся за судьбу всех, кому предстоит тяжелый бой. в этой компании стоит старик, который кричит мужчинам последние слова напутствия.
беда объединила всех людей, принадлежащих к разным слоям общества. женщины с детьми и стариками остались одни и неизвестно когда мужчины вернутся домой. а вернутся не все, и женщины будут оплакивать умерших близких людей. они ничего не могут сделать, и даже не пытаются кого-то остановить. женщины понимают, что их мужья и сыновья идут защищать в первую очередь своих жен и детей, а также город от посягательств врагов
как известно, в человеческом обществе люди не могут жить без общения друг с другом. с развитием цивилизации формы общения также развиваются, совершенствуются, изменяются. но есть среди них те, которые существовали и существуют на всех этапах жизни человечества, от самых древних в момент его зарождения - и до нынешнего времени. к такой форме общения относится язык мимики и жестов.
оказывается, что психология мимики и жестов настолько широка и разнообразна, что может нам рассказать о человеке гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. языком жестов и мимикой, открытой или закрытой позой или, например,красивой улыбкой иногда передаётся гораздо больше информации, чем непосредственно речью. кроме того, существуют мельчайшие детали языка мимики и психологии жестов, которые просто невозможно сравнивать с речевым общением. всё это говорит о том, что изучая психологию человека, имеет смысл обратить особое внимание на этот способ общения и передачи эмоций, который во многом отражает психологический портрет личности.
язык жестовязык жестов и мимика человека, то есть то, чему мы можем понимать друг друга без слов, называется (бессловесным, неречевым) общением. в психологии к такому типу коммуникации относится выражение лица, движение рук, положение тела, походка и т.д. анализ всех этих составляющих языка жестов и их значений как раз и даст нам описание характера человека, его настроения, его основных черт. при этом какие-то элементы отражают сиюминутные характеристики, как например жесты и мимика лжи, а какие-то соответствуют определённому типу темперамента или более общим свойствам личности (например, небрежная походка с раскачиванием плеч говорит о самовлюблённой и эгоистичной натуре).
особую роль в психологии жестов играет мимика лица и глаз, а также движение головы