На чердаке нашего дома жили голуби. Стекло в чердачном окне было разбито, и они свободно проникали к своим гнёздам. Перед майскими праздниками вставили выбитые стекла. Как только убрали лестницу, голуби прилетели. Они приближались к окну, били в него клювами и снова удалялись. Затем они сели на соседнюю крышу, о чем-то тревожно поворковали и опять ринулись к чердаку. Один из них вырвался вперед и стремительно стал приближаться к окну. Перед самым чердаком он сложил крылья, откинул назад голову и грудью врезался в окно. Со звоном полетело разбитое стекло. Голубь замертво упал на землю. В окно влетела голубка, а на чердаке послышался писк птенцов.
Как известно, предшественником романтизма в литературе стал сентиментализм — направление эстетическое кредо, которого чётко определил Жан-Жак Руссо «Разум может ошибаться, чувство никогда». Сентиментализм в искусстве проявился как особое умонастроение, выражающееся в меланхолической мечтательности, склонности к уединённым размышлениям, чувствительности. Лидером русского сентиментализма, безусловно(в.в.), является Н. М. Карамзин (1766–1826), выступивший против свойственной классицизму жанровой иерархии и всемерно содействующий сближению литературного языка с разговорным языком интеллигенции. В сфере психологического анализа, а именно это интересует Карамзина, находятся и испорченный цивилизацией, чопорный, современный дворянин и «естественный» человек (Эраст и крестьянка Лиза персонажи повести «Бедная Лиза», 1791). Приверженность к просвещению, преданность всеобщему благу, гуманность, по мнению писателя(в.в.) - непременные условия художественного творчества. Горячо утверждая, что «дурной человек не может быть хорошим автором», он сближал сферу эстетики и этики. Своим вниманием к описанию природы для отражения душевного состояния и определённого настроения героев Карамзин явился 292 292 прямым предшественником романтиков, в частности Жуковского. Важное значение для развития раннего русского романтизма, конечно (в.в.), имела лирика Карамзина, особенно созданный им образ поэтамечтателя, замкнувшегося в своих грёзах и интимных впечатлениях. Карамзину принадлежат первые исторические повести в русской литературе. Вот начальные строки повести «Наталья, боярская дочь»: «Кто из нас не любит тех времён, когда русские были русскими, когда они в собственное своё платье наряжались, ходили своею походкою, жили по своему обычаю, говорили своим языком и по своему сердцу, то есть говорили, как думали?» Отзвуки этих мыслей мы находим в «Горе от ума» Грибоедова, пушкинских «Повестях покойного Ивана Петровича Белкина» и «Капитанской дочке» романе А. Н. Толстого «Петр I» и т. д. Неоконченный роман Карамзина «Рыцарь нашего времени», как считают литературоведы(в.в.) - первая в русской литературе попытка написать «историю души человеческой», которую столь блестяще воплотит М. Ю. Лермонтов в романе «Герой нашего времени». Без сомнения(в.в.), главный труд Карамзина - «История государства Российского». Желая быть «другом человечества», он пишет патриотические статьи («О любви к Отечеству и народной гордости», «Записки о древней и новой России»), труды по теории литературы («Нечто о науках искусствах и просвещении» «Что нужно автору» и т. п.). (Н. Герасимов)
(в.в.) - вводное слово, на письме оно всегда обосабливается.