Мемориальный музей-мастерская С.Т. Коненкова является одним из филиалов Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств. Его история начинается в 1974 году, когда в связи со столетним юбилеем Сергея Коненкова в его бывшей мастерской по распоряжению правительства был открыт музей.
Собрание скульптуры Коненкова в московском музее является одним из крупнейших в нашей стране.В настоящее время собрание Мемориального музея-мастерской С.Т. Коненкова насчитывает более 5 тысяч экспонатов. Музей включает помещение мастерской и мемориальную часть: жилые помещения второго этажа, холл и гостиную.
В вестибюле расположен знаменитый автопортрет Коненкова (гипс, 1954) и портрет жены мастера Маргариты Коненковой (дерево, 1918) - один из наиболее утонченных и поэтических образов.
В 1930-е годы Коненков обращается к новому и неожиданному виду творчества - созданию скульптурной мебели. Своеобразие подхода в том, что Коненков не проектирует мебель, а создает самостоятельную скульптуру, в которой формы и образы заимствованы из природы.
Основная экспозиция размещена в помещении мастерской мастера. Здесь можно увидеть самые ранние произведения ученического периода: «Читающий татарин» (бронза, 1893), «Камнебоец» (гипс, 1897) и другие работы. В сокровищницу русской скульптуры вошли такие замечательные произведения Коненкова как мраморный портрет Баха (1910), портрет Паганини (гипс, 1908), Самсон (мрамор, 1907).Портрет Баха - одно из лучших и любимых произведений мастера, жемчужина музея.
Соединение национальных традиций с современной формой также нашло воплощение в деревянной скульптуре Коненкова. В коллекцию музея входят такие знаменитые работы, как «Старенький старичок» (1909), «Лесовик» (1909), «Вакх с малахитовыми глазами» (1916), «Мы - ельнинские» (1942) , «Жар-птица» (1910), рельеф «Пиршество» (1910) и др. Уже в первые десятилетия ХХ века с именем Коненкова связывали возрождение русской национальной скульптуры.
Однако дерево в творчестве Коненкова было не только материалом для фантастических или сказочных образов. Мастерски используя его пластические свойства, скульптор создал полный обаяния портрет М.И. Коненковой (1918) и гармонически совершенную женскую фигуру «Магнолия» (1934).
За долгие годы творчества Коненков создал и великолепную галерею портретов. Его к интуитивному пониманию, к «вчувствованию» в модель особенно ярко отразилась в портретах «американского периода». Это - блестящие психологические портреты Ивана Павлова, Альберта Эйнштейна, Сергея Рахманинова, Чарльза Гильдера, Николая Фешина, Надежды Плевицкой, Максима Горького и др. Портрет Альберта Эйнштейна 1935 года до сегодняшнего дня считается одним из лучших изображений великого ученого. Его бронзовое повторение находится в библиотеке Рокфеллеровского института Высших исследований в Принстоне.
Но вершиной портретного творчеств мастера считается портрет Федора Достоевского (1933), в котором скульптору удалось передать всю гамму эмоциональных состояний модели и создать образ, полный трагизма и внутреннего психологизма.
Вставлены пропущенные буквы, исправлены орфографические ошибки (подчеркнуты вводные слова и предложения, вставные конструкции.
Ранняя страсть к кОЛлекционированию привела нас,2 между прочим,2 к собИранию монет и камней. И ту и другую кОЛлекцию мы медленно пополняли на свои НЕбольшие,2 как я сказала уже,2 карманные деньги. Мы ходили отЫскивать наши сокровища на Смоленский рынок и в Ряды. Помню – это было где-то в задних рядах,1 тесных,3 сырых и темных,1 скудно освЕщавшихся через потолок,1-3 с водосточными канавами посредине НЕровно мощЁного пола,1 покрытыми вдлинь досками,3 но,5 НЕсмотря на это прикрытие,5 издававшими зловоние, – эти крошечные лавки,1 или скорее прилавки,3 и открытые углы,4 где старьевщики продАвали всЕвозможный мелкий хлам и лом,4 на который,2 надо диву даваться,2 находились,2 очевидно,2 покупатели. Помню,2 камни в НЕобработанных кусках лежали у них обыкновенно в дерюжных мешках на полу( )* и какое удовольствие испытывала я,5 запуская в такой мешок руки и вытаскивая из него кусок малахита,3 или ляпис-лазури,3 или гнездо топаза и аметиста. Походы наши сюда в эти темные малОизвестные закоулки давали мне всегда много радости и ожИвлявшего интереса. У магазинных окон ПАСсажа и Кузнецкого моста я не любила останавливаТЬся: магазинные выставки будили во мне скуку,4 тогда как весь этот хлам имел для меня притягивающую прелесть старины. (В. Харузина) __ ( )* - запятая не нужна: у двух простых предложений в составе сложного есть общее вводное слово «помню». __ Цифры: 1 – над запятыми, выделяющими обособленные определения; 2 – над знаками, выделяющими слова, грамматически не связанные с предложениями; 3 – над запятыми, разделяющими однородные члены; 4 – над запятыми, разделяющими части сложного предложения; 5 – над запятыми, выделяющими обособленные обстоятельства.