Степень писательского мастерства выражается, прежде всего в таком важнейшем компоненте художественного произведения, как его композиционное решение. Свой идейно-художественный замысел писатель воплощает через образы конкретных личностей.
Дворянское общество в повести “Дубровский” представлено рядом персонажей, одни из которых изображены всесторонне и полно (Троекуров, Дубровский), другие — менее подробно (князь Верейский), о третьих вспоминается вскользь (Анна Савишна и другие гости Троекурова). Одним из главных героев повести является Кирила Петрович Троекуров. Изображение быта и нравов провинциального дворянства связано в первую очередь с его образом. В Троекурове автор отобразил самую прочно стоящую на ногах часть дворянства, владык мира, ярых сторонников крепостного права. Именно эта часть дворянства в начале восемнадцатого века диктовала свои условия стране и чувствовала себя привольно, особенно в глубинке России. Изображение Троекурова — это изображение типического характера в типических обстоятельствах. Что касается Кирилы Петровича Троекурова, то “его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение.
Итак, в образе Троекурова автор показал далекую от реформаторских идей часть поместного дворянства, ведущую разгульную жизнь, праздный образ жизни. Отличительные черты этих дворян — необразованность, примитивность, алчность и самолюбие. Прочно стоящая на ногах, эта часть поместного дворянства яростно защищает старинный уклад жизни, основанный на порабощении человека человеком, и для обеспечения своего господства готова на самые жестокие меры.
Совсем иным предстает перед нами образ другого поместного дворянина — Андрея Гавриловича Дубровского.
Это не Гоголь, а Горький.
1. Мы с ним лежим на песке у громадного камня, оторвавшегося от родной
горы, одетого тенью, поросшего мхом, - у камня печального, хмурого.
2.Рагим лежит грудью на песке, головой к морю, и вдумчиво смотрит в
мутную даль, опершись локтями и положив голову на ладони.
3. Я хочу слышать старую песню, и унылым речитативом, стараясь сохранить
своеобразную мелодию песни, он рассказывает.
4.Волна потока его схватила и, кровь омывши, одела в пену, умчала в море.
5. И он свернулся в клубок на камне, гордясь собою.
6.В кольцо свернувшись, он прянул в воздух и узкой
лентой блеснул на солнце.
7.Зачем такие, как он, умерши, смущают душу своей любовью к полетам в небо?
8.А я ведь мог бы узнать все это, взлетевши в небо хоть ненадолго.
9.Он философствует, не справляясь, слушаю ли я его, точно
он говорит с морем.
10. А по ущелью, во тьме и брызгах, поток стремился навстречу морю, гремя
камнями...
Король очень любил свою единственную дочь, баловал. Дочь росла и требовала от отца исполнения всех её капризов. Однажды она заявила: "Мне надоело жить в этом старом замке."
Запечалился старый король, не может он выполнить этот каприз дочери. Ведь в былые времена он не заботился о мастеровых людях и они ушли в другие королевства. Но у короля был один мудрый министр. И он сказал: "Нужно отправить гонцов во все королевства за мастеровыми людьми, попросить у них прощения. " Так и сделали.
И каменщики, плотники, маляры, стекольщики, бетонщики, печники и кровельщики , охотно вернулись в родные края. Король дал им много золота, мрамора, алмазов, лучшее дерево самый крепкий камень. И приказал построить замок , краше которого не бывало на земле.
Наконец замок был построен. Люди не видели ещё такой красоты. Это был золотой замок, украшенный драгоценными камнями. Художник разрисовал его сказочными птицами, дивными цветами, редкостными зверями.
Но главное в этой сказке не это. Главное то, что каприз дочери королю понять, что нельзя жить без мастеровых людей. Их нужно ценить в своём королевстве. Ведь мастеровые люди обладают множеством профессий, большими знаниями, которые ценились во все времена.