Оязыке животных известно, что животные располагают богатейшими средствами звуковой сигнализации, чем- то напоминающими элементы человеческого языка. подсчитано, к примеру, что свинья может издавать более двадцати звуковых сигналов, дельфин — более тридцати, а соловей — несколько десятков. с таких сигналов птицы и животные выражают страх, гнев, удовольствие, призывают своих сородичей, например, к смене дежурства у гнезда, к сбору всей стаи. последние исследования ученых показали, что поговорка «нем как рыба» не имеет под собой никаких оснований, так как рыбы тоже разговаривают, но только в основном с ультразвуковых сигналов, которые не воспринимает наше человеческое ухо.изучение различных способов общения между животными — увлекательное занятие, которое способно открыть совершенно неожиданные явления из жизни животного мира. так, с эксперимента ученые-биологи установили, что в муравьином языке есть числительное. вообще муравьи поразительной способностью к счету: они могут сосчитать до шестидесяти. в мире животных их следует почитать как великих , так как самая толковая из птиц (например, ворона) считает только до четырех, а самое умное млекопитающее (например, волк) может сосчитать только до десяти. биологами установлено также, что некоторые животные понимают язык других животных. так, большие морские черепахи понимают сигналы дельфинов.о речевых особенностях зверей и птиц рассказано немало интересных, удивительных случаев. известны попугаи, которые знают более ста человеческих слов, умеют к месту их произносить. знаменитый дуров так выдрессировал собачку, что она произносила слово «мама».сравнительно недавно появилась в печати информация об удивительном коте, который в три года заговорил по-азербайджански и теперь поражает своей способностью видавших виды ученых, которые полагают, что имеют дело с дрессурой, однако объяснить столь поразительный эффект ее пока не могут.умение издавать какое-то число звуков не означает, что животные языком, подобным человеческому, который является не только средством передачи информации, но и средством познания окружающего мира, инструментом мышления. может быть, этими свойствами языки животных с высокоразвитой психикой? исследуя этот вопрос, ученые произвели множество опытов, среди которых наибольший интерес представляют те, что производились с обезьянами, воспитывающимися в человеческих условиях. в результате экспериментов обнаружилась полная неспособность обезьян к человеческой речи. чем это объяснить? особенностями их артикуляционного аппарата или же несовершенством психических способностей и строения мозга? ученые считают, что голосовой аппарат шимпанзе не приспособлен к членораздельной речи, поэтому любая попытка научить обезьян говорить заранее обречена на провал. зато обезьяны прекрасно понимают, хорошо усваивают и умело пользуются языком глухонемых — языком жестов. вот пример. американские гарднеры в течение трех лет обучали шимпанзе уошо языку жестов. результаты эксперимента превзошли все ожидания. шимпанзе научился пользоваться в разговоре со своими воспитателями основными знаками американского жестового языка, понимал несколько сот других знаков, с которыми его собеседники обращались к нему. по методу гарднеров воспитывались многие другие обезьяны, которые так же успешно осваивали язык жестов и даже пытались на нем объясниться с другими шимпанзе.эксперименты продолжаются и дадут нам немало нового для понимания природы общения. (453 слова)по и. акимушкину
Имя великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова известно всему миру. Басни И. А. Крылова, по словам Н. В. Гоголя, — «подлинная книга народной мудрости». В своих баснях И. А. Крылов высмеивает пороки, недостатки людей, свойственные им плохие качества, черты характера, поступки. Так, в баснях «Квартет», «Лебедь, Рак и Щука» И. А. Крылов высмеивает глупость, неумение делать свое дело, отсутствие знаний, согласия, без которых не может быть хорошего результата в общем деле. К чему это приводит, хорошо показано в басне «Квартет». Звери в лесу затеяли сыграть квартет. Взялись за инструменты, «ударили в смычки, дерут, а толку нет». Причину плохой игры «музыканты» начинают искать в том, что они неправильно расселись. Они попробовали поменяться местами, но все без толку. Ведь дело не в том, кто где сидит, а в том, чтобы уметь играть. Профессионал-соловей говорит горе-музыкантам правду: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье и уши ваших понежней. А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь». Но не менее важно иметь в общем деле согласие. В басне «Лебедь, Рак и Щука» И. А. Крылов показывает, к какому печальному результату приводит отсутствие «согласия в товарищах». Воз, который собрались везти Лебедь, Рак и Щука, не сдвинулся с места из-за того, что каждый тянул в свою сторону. В маленьких смешных историях баснописец нам показал, что для успешного решения любого дела мало общего желания собравшихся. Необходимы при этом мастерство и единомыслие.