я исследовал роль деепричастий и деепричастных оборотов в отрывке из романа а.с. пушкина «евгений онегин» – « крестьянин, торжествуя…» и обнаружил, что в 11 строчках поэт использовал пять деепричастий и деепричастных оборотов.
деепричастие «торжествуя» точно передаёт состояние крестьянина, который долго ждал зимы и теперь радуется, что труд его будет облегчен и освещён красотой обновлённой природы.
деепричастный оборот «снег почуя» понять действие лошадки. она «плетётся», т.к ей трудно передвигаться с грузом по снегу.
удивительно точный рисунок действия, совершаемого кибиткой создать деепричастный оборот «бразды пушистые взрывая». когда мы читаем эту строчку, то не только видим стремительно летящий из-под копыт пушистый снег, но ощущаем запах зимней свежести.
деепричастным оборотам («в салазки жучку посадив», «себя в коня преобразив») автору удалось создать зримый образ дворового мальчика, радующегося приходу зимы, и передать свой отношение к нему – доброе, шутливое.
таким образом, пушкин не случайно так широко использовал в этом фрагменте деепричастия и деепричастные обороты. с их достигается такая «живопись», что хоть бери кисть и рисуй эту картину начавшейся зимы.
образец 2
я исследовала роль деепричастий и деепричастных оборотов в отрывках из поэмы м.ю. лермонтова «мцыри», и вот что мне удалось установить.
в деепричастном обороте «красуясь меж дерев прозрачной зеленью листов» деепричастие «красуясь» играет оценочную роль: с его поэт оценивает действие виноградных лоз.
деепричастный оборот «гладкой чешуей блестя» не только «дорисовывает» действие змеи («скользила»), но и представить её внешний вид, акцентируя внимание на качестве действия.
деепричастие «устав» не только обозначает добавочное действие лермонтовского героя, но объясняет его причину: «…устав, прилёг между высоких гор».
всё это позволяет сделать вывод о том, что деепричастия и деепричастные обороты выполняют в лермонтовском тексте разнообразные функции, являясь выразительным средством языка.
я исследовал фрагмент из рассказа и.с. тургенева «бежин луг». этот текст является повествованием. вот почему в данном отрывке глаголы и деепричастия.
глаголы писателю рассказать о последовательных действиях, а деепричастия – «дорисовать» их, передать их точный рисунок.
так, деепричастные обороты «сидя без шапок в старых полушубках», «болтая руками и ногами» представить не только позу крестьянских мальчиков, но и их внешний вид, характер их движения.
зримые образы лошади и рыжего космача тоже создать деепричастия. с деепричастного оборота «навострив уши» передаётся состояние лошади во время бега, а деепричастные обороты «задравши хвост и беспрестанно меняя ногу» представить внешний вид несущегося табуна, передать характер движения, совершаемого им.
ответ:
жили были междометия. звали их прочь! , ах! и батюшки! . они были хорошими друзьями, особенно прочь! и батюшки! . ах! пыталось найти с ними общий язык. однажды из-за междометия ах! возникла ссора.
- батюшки, я никак не могу ответить на один вопрос! - сказало батюшки.
- а ну-ка задавай! - воскликнуло прочь.
- ах, вы опять о своём! задайте и мне этот вопрос. - попросило ах.
- прочь, прочь, ! не твоё это дело! - закричало прочь.
- батюшки, да оставь ты его! - заступилось батюшки, - вы лучше вопрос послушайте! почему же ах - такое короткое междометие?
- потому что ах сам по себе странный! его никто не понимает! - начало ворчать прочь.
- ах, я не странный! я - грустным голосом сказало ах.
- непроизводный? - удивилось батюшки.
- я же говорю, что ах - неправильное ! прочь! - возмутилось прочь.
- да, непроизводный! вы возникли из самостоятельных частей речи! а я нет. ах, как такое можно не знать? тем более, вам - производным!
- батюшки, и правда! твоя взяла, ах, - воскликнуло батюшки.
- прочь! не верю! прочь! - сварливо проговорило прочь.
ну как то так :