Ейтно́т (от нем. Zeit (цайт) — время и нем. Not (нот) — нужда) — в партии в шахматы, шашки или иную настольную игру — недостаток времени для обдумывания ходов, которое в официальных соревнованиях регламентируется. Термин появился после введения контроля времени в шахматных турнирах, впоследствии, с появлением контроля времени в других настольных играх, стал относиться и к ним тоже.
Цейтнот обычно называют «жёстким», если у игрока вообще не остаётся времени на обдумывание ходов (минута или меньше на десять или больше ходов), в таких условиях совершенно обычными являются очень слабые ходы, потеря выигрыша или даже проигрыш при изначально лучшем положении. Чтобы избежать откровенно бессмысленных действий игроков в цейтноте, иногда (например, в некоторых турнирах по Го), применяется «бёёми» — после израсходования основного времени игрок получает дополнительное: он может продолжать игру, но на каждый следующий ход даётся строго ограниченное время (например, минута на один ход).
В современных шахматных соревнованиях всё шире применяется контроль времени с добавлением, предложенный Робертом Фишером — игровые часы (часы Фишера) настраиваются так, что после каждого хода игроку добавляется небольшое количество времени. Как и в случае с бёёми, при таком контроле времени «жёсткий» цейтнот не возникает, хотя «мягкий» всё равно остаётся.
На письме без запятых обойтись невозможно. Они понять смысл написанного, выбрать правильную интонацию, выделить слово или фразу.
Много веков рассказывают присказку о том, как от запятой зависела жизнь человека. Некий повелитель наложил резолюцию: "Казнить нельзя помиловать",- и забыл поставить запятую. Так жизнь заключённого оказалась зависимой от запятой.
В тексте запятая выполняет различные функции. Например, рассмотрим предложения из текста Е. Велтистова: "Когда Серёжка задумывается, кем ему быть, мысли его начинают скакать в беспорядке... " - знак выделяет простые предложения в составе сложного; " -Пап, а как ты узнал, что хочешь быть конструктором? " - выделяется обращение; "Я ведь, кажется, могу думать или не думать... " - обособляется вводное слово; "Вот захочу - и не буду ни математиком, ни инженером" - разделяются однородные члены.
Правила пунктуации просты, для запятой их не более дюжины. Однако сложен язык, когда эти требования невыполнимы.
По соотношению шума и голоса согласные делятся на звонкие и глухие. При произнесении звонких согласных слышен и голос, и шум, а глухих – только шум. Глухие нельзя произнести громко. Их нельзя прокричать. Если есть дрожание (вибрация) гортани, то согласный звонкий, если дрожания нет,то согласный глухой. зуб-суп (з-звон., произносится с голосом и при произнесении голосовые связки вибрируют, с-глух., произносится без голоса и слышен только шум, голосовые связки не вибрируют), бочка-почка (б-звонк., п-глух.), шар-жар (ш-глух., ж-звонк.), гол-кол (г-звон., к-глух), том-дом (т-глух, д-звон.)
Цейтнот обычно называют «жёстким», если у игрока вообще не остаётся времени на обдумывание ходов (минута или меньше на десять или больше ходов), в таких условиях совершенно обычными являются очень слабые ходы, потеря выигрыша или даже проигрыш при изначально лучшем положении. Чтобы избежать откровенно бессмысленных действий игроков в цейтноте, иногда (например, в некоторых турнирах по Го), применяется «бёёми» — после израсходования основного времени игрок получает дополнительное: он может продолжать игру, но на каждый следующий ход даётся строго ограниченное время (например, минута на один ход).
В современных шахматных соревнованиях всё шире применяется контроль времени с добавлением, предложенный Робертом Фишером — игровые часы (часы Фишера) настраиваются так, что после каждого хода игроку добавляется небольшое количество времени. Как и в случае с бёёми, при таком контроле времени «жёсткий» цейтнот не возникает, хотя «мягкий» всё равно остаётся.