Я согласна с высказыванием известного лингвиста Г. Степанова о том, что «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Мир вокруг нас слишком сложен и многообразен, поэтому мы не думаем сразу обо всех вещах, а держим в голове лишь несколько проблем. Поэтому, озвучивая свое мнение, мы показываем, что важно в этом мире именно для нас, что именно мы видим вокруг себя, замечаем, чему удивляемся, чем восхищаемся, а что совершенно не приемлем. Так, Б. Васильев, рассказывая своим читателям сюжет о сборе материала для школьного музея героев военных лет, показывает, что для него в этом сюжете важны чувства и переживания действующих лиц. Это и передаёт лексика: эпитеты «нескрываемое недоверие» (предложение №12), «вызывающая агрессия» (предложение №24), метафора «вынули из души». Автор и сам переживает за своих героев, сочувствует матери, душа которой «ослепла» и «оглохла» из-за черствости троих подростков, и его отношение ко всей этой истории проявляется через выбор грамматических конструкций. Так, разговор подростков и старой женщины не представляет собой диалога с вопросами и ответами в классическом понимании. Среди реплик есть только два вопросительных предложения (№ 20, 24), зато очень много побудительных предложений с глаголами в повелительном наклонении – № 26,31,32. Из-за этого атмосфера посещения воспринимается как недружественная, в чём-то даже угрожающая. Таким образом, благодаря выбору лексики в тексте проявились те грани ситуации, которые занимали мысли автора в момент написания своего произведения, а в выборе грамматических форм отразилось его отношение, то есть то, «как» он по этому поводу думал.
Повезло, совсем недавно закончили разбирать комедию "Горе от ума" с:
Главным героем в комедии "Горе от ума" становится Чацкий, приехавший в дом Фамусовых после 3-х лет разлуки с Москвой и Софьей.Его давней любовью. В комедии затронуты два конфликта: социальный и любовный. Личная драма Чацкого, несомненно, связана с Софьей Павловной. Чацкий с самого детства любил Софью, но сама Софья утверждала,что это было обычно ребячество, она никогда по-настоящему и не любила Чацкого. По приезду в дом Фамусовых, Чацкий поставил себе цель увидится с Софьей, но приехав, он замечает,что она охладела к нему, Александ Андреевич всеми силами пытается понять, почему Софья стала так холодна. решает выяснить, в кого же она влюблена. После того, как Молчалин, секретарь Фамусова ,падает с лошади, Чацкий замечает явное волнение Софьи,что дает ему повод убедится в том,что она в этом доме любит Молчалина. Вскоре, Чацкий говорит с Молчалиным и понимает,что Софья не может любить такого человека, который считает, что "В мои лета не должно сметь // свое суждение иметь". Вскоре, в доме Фамусовых проходит бал,на котором Чацкий и Софья узнают о чувствах Молчалина к Лизе. Уставший от "Миллиона суждений" Чацкий произносит свой монолог (Конец четвертого действия), в котором высказывает свое отношение к фамусовской Москве и к Софье, которая все это время хотела найти себе мужа по московским идеалам:
"Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей, Высокий идеал московских всех мужей. — Довольно!. . с вами я горжусь моим разрывом." После чего, измученный. покидает Москву.