Вназваниях этих произведений слова заменены антонимами, например(жара-розовые щечки)означает (мороз-красный нос),как произведения называются на сомом деле,укажи автора,(найденная о живой крестьянке и одном слабаке)(умник на солнце
Из восьмисот сорока семи вычесть триста шестьдесят семь, к одной тысяче семистам семидесяти семи прибавить четыреста три, из пятнадцати тысячи шестисот шестидесяти шести вычесть одиннадцать тысяч девятьсот восемьдесят четыре. В тысяча девятьсот шестьдесят первом году совершён первый полет человека в космос. Площадь в двести шестьдесят пять гектаров, длина стрелы равна ста девяноста метрам, поезд с четырьмястами пятьюдесятью восьмью пассажирами, авария на четыреста пятьдесят восьмом километре, книга с двумястами восьмьюдесятью семью иллюстрациями, рисунок на двухсот восьмидесяти семи листах; расстояние, равное одной тысяче восьмистам шестидесяти одному километру. Четырнадцатого декабря тысяча восемьсот двадцать пятого года на Сенатской площади произошло восстание декабристов
Не может сын глядеть спокойно На горе матери родной, Не будет гражданин достойный К отчизне холоден душой... Н. А. Некрасов.
В “Толковом словаре русского языка” С. И. Ожегова читаем: “Родина — отечество, родная страна, место рождения...” Можно согласиться с этим определением. Но более глубинный и духовный смысл этому слову дает Некрасов в стихотворениях “Родина”, “Тишина”, “Рыцарь на час”, “Поэт и гражданин”. Вот известные строки из стихотворения “На Волге”:
Но вдруг я стоны услыхал, И взор мой на берег упал. Почти пригнувшись головой К ногам, обвитым бечевой, Обутым в лапти, вдоль реки - Ползли гурьбою бурлаки...
Красавица-Волга становится для Некрасова “рекою рабства и тоски”, символом бедствий народных и великой скорби:
Волга! Волга!.. Весной многоводной Ты не так заливаешь поля, Как великою скорбью народной Переполнилась наша земля...
Родина для Некрасова — не только родная земля, русская природа, но. и страдающий русский народ. С раннего детства поэт возненавидел крепостные порядки, царившие в имении отца-деспота. Он видел страдания матери, тяжелый труд крестьянских детей, слышал стоны бурлаков на Волге. Стихотворение “Родина” — начало той поэзии, в которой зазвучали помыслы и чувства самого народа. Произведение во многом автобиографично. Воспоминания о матери, няне, родном доме омрачены чувством давящей несвободы:
Но помню я: здесь что-то всех давило, Здесь в малом и большом тоскливо сердце ныло.
Лирическое начало сочетается в стихотворении с активным неприятием отцов-тиранов, “разврата грязного и мелкого тиранства”. Поэт-гражданин не уходит и от суровых самооценок:
... Научился я терпеть и ненавидеть, Но, ненависть в душе постыдно притая, Где иногда бывал помещиком и я...
Основные черты поэтического стиля Некрасова получили дальнейшее развитие в произведениях 50—70-х годов, в поэме “Кому на Руси жить хорошо”:
Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и забитая. Ты и всесильная, Матушка-Русь!
В этой двойственности восприятия Родины заключены истоки некрасовской любви-ненависти. Поэт страстно желает ос вобождения народа, призывает встать в ряды борцов за народное счастье, к пробуждению гражданского самосознания:
Поэтом можешь ты не быть. Но гражданином быть обязан.
Стихотворение “Рыцарь на час” — это голос проснувшейся совести. В произведении чувствуются жажда бодрости, силы, деятельного служения добру и одновременно неудовлетворенность бесполезной и расслабленной жизнью. Велика врачующая сила природы. Вспоминает поэт и свою мать-страдалицу, отдает себя на суд ей:
От ликующих, праздно болтающих, Обагряющих руки в крови, Уведи меня в стан погибающих За великое дело любви!
Образ матери в стихотворении предельно конкретен и одновременно предельно обобщен. Мать для поэта — символ всего лучшего, чистого. Именно у матери занимает лирический герой силы для будущей борьбы. Слова “мать” и “Родина” сливаются в масштабный образ Родины-матери. Некрасов решительно выступает против излишней покорности народа-труженика. Трудно не почувствовать горький сарказм, которым проникнут финал стихотворения “Железная дорога”:
Выпряг народ лошадей — и купчину С криком “Ура!” по дороге помчал... . Кажется, трудно отрадней картину Нарисовать, генерал?..
Да, Некрасов не певец смирения. Об этом говорит и “Песня Еремушке”. Лирический герой обращает к дремлющему младенцу (русскому народу) такие слова:
Будешь редкое явленье, Чудо родины своей; Не холопское терпенье Принесешь ты в жертву ей: Необузданную, дикую К угнетателям вражду И доверенность великую К бескорыстному труду.
В поэме-эпопее “Кому на Руси жить хорошо” показано постепенное пробуждение крестьянского сознания (образы Гирина, Савелия, Матрены Тимофеевны и др.). Тип интеллигента-разночинца воплощен в образе Григория Добросклонова. Григорий слагает песни о будущем Руси. Цель его жизни — освобождение России, счастье для него — в борьбе за справедливость. Заметим, что такая борьба была необходима и после отмены крепостного права.
“Довольно ликовать в наивном увлеченье,— Шепнула муза мне,— пора идти вперед: Народ освобожден, но счастлив ли народ?..”
Думы о Родине, о предназначении поэта-гражданина, о жертвенности революционного служения составляют неотъемлемую черту некрасовской поэзии. И в наше время она служит образцом взыскательной любви к Отчизне, любви, которая учит нас не бояться правды, какой бы жестокой та ни была.