Михай Эминеску родился в 1850 году в многодетной семье. Отец Михая занимался земледелием. Мать поэта звали Ралука Эминович. Ещё с детских лет он питал к ней любовь, которая позже отразится в его стихотворении «Мама»:
О мама, мама, мама! Из глубины веков Зовёшь меня так часто..
Учиться Михая отправили в немецкую гимназию, в Черновцы, которые являлись тогда административным центром Буковины и находились под властью Австро-Венгрии. Немецкий язык давался ему с трудом, в отличие от румынской словесности, которую преподавал Арон Пумнул (рум.), участник революции 1848 года, прививший ученикам любовь к румынскому языку и чувство патриотизма.
Первое опубликованное стихотворение поэта — «У могилы Арона Пумнула» было напечатано в журнале «Слёзы лицеистов». В стихотворении лирический герой призывает к трауру всю Буковину по случаю смерти одного из лучших учителей Румынии:
Возьми одежды скорби Любимая страна..
Стихотворение было опубликовано в 1866 году. В этом же году была написана поэма «Растленные юноши», и тогда же пештский журнал «Familia» («Семья») опубликовал несколько стихотворений Эминеску.
Не закончив обучения в гимназии в Черновцах Эминеску по настоянию отца уезжает на учёбу в Вену, где становится вольнослушателем университета и изучает филологию, философию и юриспруденцию. В этот период автор издаёт цикл стихотворений и патриотическую поэму «Эпигоны». Осенью 1872 года поэт перебирался в Берлин, где слушал цикл лекций при Берлинском университете по сентябрь 1874 года. Сохранились переводы Эминеску таких философов, как Кант и Конфуций. Художественный мир Эминеску в этот период подвержен влиянию патриотических идей. Написаны поэмы «Император и пролетарий» и «Ангел и Демон». Парижская коммуна оказала большое влияние на поэтическое мироощущение поэта. В духе любви к Отчизне написано стихотворение «Что тебе желаю, сладкая Румыния», которое считается одним из самых прекрасных стихотворений поэта:
Что тебе желаю, сладкая Румыния Страна моих печалей, страна моих скорбей..
Позже, уже после переезда в Берлин, поэт переосмысливает концепцию тематического содержания своих стихотворений. Многие произведения в этот период написаны о любви («Чезара», «Голубой цветок»). По мнению поэта, настоящая, истинная любовь неприкосновенна и священна. Любое реалистическое событие разрушает или извращает её. Подобная идея есть у Лермонтова в «Герое нашего времени» (эпизод с подкидыванием червонного туза в главе «Фаталист», где происходит столкновение романтизма и реализма и где последний побеждает).
В сентябре 1874 года поэт переезжает в Яссы в поисках заработка, где устраивается преподавателем в гимназию, одновременно библиотекарем и школьным инспектором. Здесь он заканчивает поэму «Кэлин», в которой в аллегорической форме прославляет воссоединение с родиной. После переезда в Яссы поэт пишет, в основном, философские произведения. В 1877 году по приглашение газеты Консервативной партии «Тимпул» («Время») Эминеску переезжает в Бухарест. Отсутствие гонораров за литературный труд вынуждает его постоянно искать дополнительный заработок. В этот период он пишет социально-философские «Послания». Центральным произведением Эминеску является поэма «Лучафэрул» (рум. Luceafărul — «Утренняя звезда»). Художественный метод поэмы романтический, однако поэт поднимает реалистические темы, в частности тему судьбы отверженного гения. Главный герой в конце поэмы говорит:
Живите вы в своём кругу Со счастьем человечьим, А я иным быть не могу — Я холоден и вечен!
Лирическому герою Эминеску нет места в этом мире. Он ищет покоя, но не может найти его. Мотив усталости слышен в многих стихотворениях румынского поэта. Михаил Эминеску выражает взгляды атеизма («Я не верю…»), а также использует демонические сюжеты («Демон»). Поэт испытывает психическую болезнь в 1883 году, которая, несмотря на улучшения после лечения, будет преследовать его до конца жизни. В этом же 1883 году выходит единственная прижизненная книга стихов Эминеску. И хотя имя поэта сразу получило признание, он уже был не это осознать. Умер Эминеску в психиатрической лечебнице в Бухаресте, в 1889 году.
Одним из видных последователей Михая Эминеску был живший на рубеже XIX—XX веков румынский поэт Александру Влахуцэ.
1. покинув север наконец, пиры надолго забывая, я посетил бахчисарая в забвение дремлющий дворец. 2. журчит во мраморе вода и каплет хладными слезами, не умолкая никогда. 3. и жил он на брегах дуная, не обижая никого. 4. презрев оковы просвещения, алеко волен, как они. 5. пускай умру, но пусть умру любя! 6. всадник с ношею мчится чёрной буркой, её прикрывая. 7. в избушке, распевая, дева прядёт. 8. сменив исправного и расторопного старосту, поручил он села старой своей ключнице. 9. возвращаясь домой, мне надо было переезжать подкумок 10. подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа.
Роза (1)это было несколько лет тому назад. (2)все, собираясь праздновать рождество, готовили ёлки и подарки. (з)витрины магазинов и окна домов сияли праздничными огнями. (4)повсюду были развешаны гирлянды и большущие цветные шары. (5) толпа горожан, пёстрая, шумная и весёлая, заполняла улицы. (6)а я, бесприютный скиталец, был одинок в чужой стране — ни семьи, ни друга, и мне казалось, что я покинут и забыт всеми. (7)вокруг была только пустота и не было любви: дальний город, чужие люди, холодные сердца. (8)как-то раз в тоске и унынии я вдруг вспомнил о пачке старых писем, которую мне удалось сберечь через все испытания чёрных дней. (9)я впервые за минувший год достал её из чемодана, (ю)потом развернул первое из писем — это было письмо моей матери, написанное двадцать семь лет тому назад. (11)«дорогое дитя моё, николеиька! (12)ты жалуешься мне на своё одиночество, и если бы ты только знал, как грустно и больно мне от твоих слов. (13)с какой радостью я бы приехала к тебе и убедила тебя, что ты не одинок и не можешь быть одиноким! (14)но ты, конечно, знаешь, что я не могу покидать папу, так как он страдает и постоянно нуждается в моём уходе. (15)а тебе надо готовиться к экзаменам, чтобы успешно окончить университет. (16)ну, дай я хоть расскажу тебе, почему я никогда не чувствую одиночества. (17)видишь ли, сынок, человек одинок тогда, когда он никого не любит. (18) а если любит, то ему и в голову не приходит размышлять о том, одинок он или нет. (19)в любви человек забывает себя, он живёт в других. (20)а это и есть счастье. (21)я уже слышу твоё возражение, что счастье не в том только, чтобы любить, но и в том, чтобы тебя любили. (22)но кто действительно любит, тот не рассчитывает и не выпрашивает: а что мне принесёт моя (23)ждёт ли меня взаимность? (24)или, может быть, я люблю больше, а меня любят меньше? (25)человек, который меряет и взвешивает, не любит. (26)отпусти свою любовь на свободу, пусть лучи её светят и греют во все стороны. (27)и ты вскоре почувствуешь, что к тебе отовсюду текут струи ответной любви. (28)почему? (29)потому, что твоя непосредственная, непреднамеренная доброта, твоя бескорыстная любовь будет незаметно вызывать в людях доброту и любовь в ответ. (30)и тогда ты воспримешь этот обратный поток не как выстраданное счастье, которого надо было требовать и добиваться, а как незаслуженное земное блаженство». (31)я дочитывал мамино письмо со слезами на глазах. (32)из дали прошедших лет я снова услышал её тёплый голос, который принёс мне любовь и утешение, как «незаслуженное земное блаженство». (33)и тогда я подумал, что наша любовь — это нить, которой мы привязаны к любимому человеку. (34)кто любит, у того сердце цветёт и благоухает, и он дарит свою любовь так, как цветок свой запах. (35)такой человек не чувствует себя одиноким.
О мама, мама, мама! Из глубины веков
Зовёшь меня так часто..
Учиться Михая отправили в немецкую гимназию, в Черновцы, которые являлись тогда административным центром Буковины и находились под властью Австро-Венгрии. Немецкий язык давался ему с трудом, в отличие от румынской словесности, которую преподавал Арон Пумнул (рум.), участник революции 1848 года, прививший ученикам любовь к румынскому языку и чувство патриотизма.
Первое опубликованное стихотворение поэта — «У могилы Арона Пумнула» было напечатано в журнале «Слёзы лицеистов». В стихотворении лирический герой призывает к трауру всю Буковину по случаю смерти одного из лучших учителей Румынии:
Возьми одежды скорби
Любимая страна..
Стихотворение было опубликовано в 1866 году. В этом же году была написана поэма «Растленные юноши», и тогда же пештский журнал «Familia» («Семья») опубликовал несколько стихотворений Эминеску.
Не закончив обучения в гимназии в Черновцах Эминеску по настоянию отца уезжает на учёбу в Вену, где становится вольнослушателем университета и изучает филологию, философию и юриспруденцию. В этот период автор издаёт цикл стихотворений и патриотическую поэму «Эпигоны». Осенью 1872 года поэт перебирался в Берлин, где слушал цикл лекций при Берлинском университете по сентябрь 1874 года. Сохранились переводы Эминеску таких философов, как Кант и Конфуций. Художественный мир Эминеску в этот период подвержен влиянию патриотических идей. Написаны поэмы «Император и пролетарий» и «Ангел и Демон». Парижская коммуна оказала большое влияние на поэтическое мироощущение поэта. В духе любви к Отчизне написано стихотворение «Что тебе желаю, сладкая Румыния», которое считается одним из самых прекрасных стихотворений поэта:
Что тебе желаю, сладкая Румыния
Страна моих печалей, страна моих скорбей..
Позже, уже после переезда в Берлин, поэт переосмысливает концепцию тематического содержания своих стихотворений. Многие произведения в этот период написаны о любви («Чезара», «Голубой цветок»). По мнению поэта, настоящая, истинная любовь неприкосновенна и священна. Любое реалистическое событие разрушает или извращает её. Подобная идея есть у Лермонтова в «Герое нашего времени» (эпизод с подкидыванием червонного туза в главе «Фаталист», где происходит столкновение романтизма и реализма и где последний побеждает).
В сентябре 1874 года поэт переезжает в Яссы в поисках заработка, где устраивается преподавателем в гимназию, одновременно библиотекарем и школьным инспектором. Здесь он заканчивает поэму «Кэлин», в которой в аллегорической форме прославляет воссоединение с родиной. После переезда в Яссы поэт пишет, в основном, философские произведения. В 1877 году по приглашение газеты Консервативной партии «Тимпул» («Время») Эминеску переезжает в Бухарест. Отсутствие гонораров за литературный труд вынуждает его постоянно искать дополнительный заработок. В этот период он пишет социально-философские «Послания». Центральным произведением Эминеску является поэма «Лучафэрул» (рум. Luceafărul — «Утренняя звезда»). Художественный метод поэмы романтический, однако поэт поднимает реалистические темы, в частности тему судьбы отверженного гения. Главный герой в конце поэмы говорит:
Живите вы в своём кругу
Со счастьем человечьим,
А я иным быть не могу —
Я холоден и вечен!
Лирическому герою Эминеску нет места в этом мире. Он ищет покоя, но не может найти его. Мотив усталости слышен в многих стихотворениях румынского поэта. Михаил Эминеску выражает взгляды атеизма («Я не верю…»), а также использует демонические сюжеты («Демон»). Поэт испытывает психическую болезнь в 1883 году, которая, несмотря на улучшения после лечения, будет преследовать его до конца жизни. В этом же 1883 году выходит единственная прижизненная книга стихов Эминеску. И хотя имя поэта сразу получило признание, он уже был не это осознать. Умер Эминеску в психиатрической лечебнице в Бухаресте, в 1889 году.
Одним из видных последователей Михая Эминеску был живший на рубеже XIX—XX веков румынский поэт Александру Влахуцэ.