1)Раньше вообще, прямо скажу, в деревне лодырей меньше было, старался как-то народ, стремился к работе. (2)Теперь отучили мужика от труда: не мое – значит, и заботы мало. (3)Страшное это дело. (4)Если бы еще смена-то была… (5)Видимо, что-то упустили мы в воспитании детей, не сами они такими сделались. (6)Пить, курить, к примеру, в школе не учат, а они и пьют, и курят…
(7)Многие сейчас гадают: как привязать молодежь к земле? (8)Одно время считалось, что бегут парни и девчата из деревни из-за неустроенности – нехватки жилья, дорог, клубов… (9)Верно, с этим неладно было. (10)Ну а теперь, когда и клубов, и квартир, и дорог понастроили в сельской местности, почему так и продолжают бежать из хозяйства? (11)Не только, видать, в благах дело… (12)Силой никого не привяжешь к земле, надо сделать так, чтобы человек сам к ней привязался. (13)Нынче картина иная. (14)А почему? (15)Сами же и заставляем молодежь ненавидеть крестьянскую работу: гоним их силой на картошку, на фермы, на прополку. (16)Показываем ограниченность деревенской жизни. (17)Как тут не проклюнуться отвращению к земле? (18)Учить надо бы не тому, что забывается, а тому, без чего в жизни не обойтись.
(19)Крестьянские традиции, опыт приходили с веками. (20)Многое из того растрясли мы, вернуть же потерянное за год-другой невозможно. (21)Психология крестьянина изменилась. (22)Взять такой пример. (23)Вот как лес удавалось в порядке содержать. (24)Каждой семье опять-таки наряду с земельным наделом отводили три десятины в бору. (25)Заготавливай сушняк, собирай ягоды, грибы, но и следи за тем, чтобы порубки не было, еще какого безобразия. (26)Не дай бог кому сунуться сюда с топором.. (27)До самого суда дело могло дойти. (28)Просто и мудро. (29)А сегодня что в лесу творится? (30)Кругом бурелом, валежины, кустарник… (31)А то еще и мусору сюда навезут, свалку устроят. (32)И все в стороне, никто не считает себя виновным.
(32)В Сибири, на Урале строго придерживались и такого правила: раньше времени по грибы, ягоды, за орехами в лес не ходить. (33)Поспеют – ступай себе на здоровье. (34)А ведь нынче ту же бруснику, клюкву, малину обрывают, считай, зеленую, не столько в корзину соберут, сколько потопчут. (35)Иной переворошит граблями всю грибницу и не подумает, что назавтра на этом месте ничего больше не вырастет. (36)Ну а сколько порубили кедра? (37)Нет чтобы залезть на дерево, сбить шишки – пускают в ход топор, пилу… (38)Хозяина не стало в лесу, вот и чувствует себя вольготно браконьер. (39)Не говорю уж о том, что хищнически истребляем братьев наших меньших – зверей, птиц…
(40)Разве назовешь глупым Петровский указ : менее чем за двести сажень с сохой к реке не подходить, дабы не наносить урон природе! (41)Перешагнули и через это, распахали поля по самые берега, потом спохватились: реки обмелели, не стало рыбы…
(42)…Лучший отдых для меня в поле, у земли; от нее, видимо, и здоровье, и долгий век. (43)Любовь у нас взаимна! (44)По должности любить землю – себя и людей обманывать, в крови эта любовь должна быть! (45)В детстве я часто огорчал отца тем, что, бороня верхом на лошади, норовил лишний раз по полю проехать. (46)Ему лошадь было жалко, а мне хотелось землю получше взрыхлить. (47)Уже позже вычитал у Энгельса: «Не тот пахарь, кто хорошо пашет, а тот, кто любоваться своей пахотой». (48)Может, чуть перепутал, но в принципе верно подмечено.
Вот
Объяснение:
Честь… Для кого-то это туманное понятие, чуть ли не пустой звук, а кто-то вкладывает в данное слово огромный смысл. Одни люди не придают чести особого значения, другие считают её высшей ценностью, за которую не жалко и жизнь отдать.
Для меня понятие чести складывается из нескольких составляющих. Во-первых, честь – это верность принципам. Чиновник отказывается брать взятки. Жена не предаёт мужа. Военнослужащий не сдаётся неприятелю. Каждый ставит во главу угла разные принципы. Не изменить им ни при каких обстоятельствах, даже если речь идёт о жизни и смерти, – дело чести.