Известный литературовед, критик и писатель В.Я. Лакшин размышляет над проблемами, связанными с чтением, с отношением людей к книге. Одна из таких проблем современного общества – угасание интереса к чтению.
По наблюдениям автора, сейчас читают гораздо меньше, чем четверть века – три десятка лет назад. И это его удивляет, потому что в то время, когда он был подростком, в годы войны, книга имела особую ценность и читать было великим счастьем (предложения 7-11). Перечисление тех произведений, которые тогда читали дети, вызывает у современного читателя восхищение. Например, то, что в десять лет мальчик прочитал «Мёртвые души» Гоголя и «Коварство и любовь» Шиллера.Спросите нынче у старшеклассников об этих произведениях – вряд ли ли многие из них знают, о чём эти вещи.
Почему сегодня молодые люди не читают книг? По мнению В. Лакшина, потому, что есть фильмы, поставленные по произведениям художественной литературы. Посмотреть кино легче и быстрее, чем прочитать многостраничную книгу (предложения 17, 20). «Великим врагом книги» он называет телевизор, по которому большинство из нас смотрит всё подряд (предложения 21-22, 27-28). Наконец, появилось столько второсортных, невысокого художественного уровня книг, которые отвращают молодёжь от чтения серьёзных произведений. Не классику читает нынче публика, а детективы и боевики. И автора беспокоит то, что подрастающее поколение незнакомо с высокими образцами, с великой русской и мировой литературой.
Где же выход из создавшегося положения? Что должны сделать взрослые – родители, учителя, библиотекари, писатели и политики, чтобы чтение книг стало жизненно необходимым процессом для каждого молодого (и не только молодого) человека? В.Я. Лакшин считает, что необходимо воспитывать вкус к чтению, формировать навыки вдумчивого чтения (предложение детям выбрать такие книги, которые можно было бы обсудить с друзьями, со взрослыми. Он заявляет: «Воспитывать вкус можно на Толстом, на Достоевском, на Пушкине. Главное – научиться различать, что действительно красиво, а что подделка». По мнению автора, книга всегда была и останется источником познания мира, средством совершенствования внутренней сути человека, поэтому и следует понимать книгу как ориентир в духовных поисках современных молодых людей.
Это действительно так. К сожалению, в наше нервное и стремительное время книги воспринимаются как отдых, как развлечение, и потому столь популярно так называемое чтиво – детективы, любовные романы, фэнтези и прочее. Ума от таких книжек не прибавится. Эмоции в них самые примитивные, порой напрочь отрицательные. Язык и стиль на уровне: мама мыла раму. Привыкнув читать такое, уже не захочешь читать ни Тургенева, ни Толстого, ни наших русских авторов века. Вот это-то и плохо.
Диалог Саши и Маши ( к примеру ) С: - Привет, Маша! Как у тебя дела? М: - Привет, Саша. Все хорошо. Представляешь, со мной недавно произошел интересный случай! С: - Расскажи, какой? М: - Возвращаюсь я несколько дней назад из школы. Вдруг слышу жалобное "мяу!" Думаю, где-то плачет голодный котёнок. Смотрю вокруг - никого. С: - Странно... А дальше-то что? М: - А потом я посмотрела наверх, и оказалось, что котенок сидит высоко на дереве! С: - Ничего себе! Как же он туда забрался? М: - Я не знаю, Саша. Мне стало очень страшно за него. Он же мог упасть! С: - А ты его оттуда сняла? М: - В том и дело, что нет. Я его и звала, и колбаску ему свою предлагала - всё без толку! С: - Вот какой котёнок! Всё ему не так! М: - Он просто очень сильно боялся С: - А что, котёнок так и остался сидеть на дереве? М: - К счастью, нет. Пришли какие-то незнакомые мальчики, залезли на дерево и сняли пушистика с ветки. С: - Как здорово! А где теперь котёнок? М: - А котёнок теперь живет у меня. Я его назвала Мурзик. Теперь у меня появился домашний питомец...
Деревьям на улице живется не очень хорошо. Биологическая среда их существования существенно отличается от того места, в котором им жить предназначено природой. Это лес. Кроме того, что городские деревья вынуждены жить в грязной газовой среде, им еще совершенно недостает естественных удобрений. В лесу упавшая осенью листва не убирается, а постепенно перерабатывается в естественные удобрения - перегной. А в городе упавшую листву убирают. Деревья голодают. Конечно, городским деревьям не хватает воды. Поэтому, как ни жаль. но плохо живется городским деревьям. Но надо иметь в виду. что для жизни человека в городе. городские деревья создают благоприятные условия. Это жертва деревьев человеку.
По наблюдениям автора, сейчас читают гораздо меньше, чем четверть века – три десятка лет назад. И это его удивляет, потому что в то время, когда он был подростком, в годы войны, книга имела особую ценность и читать было великим счастьем (предложения 7-11). Перечисление тех произведений, которые тогда читали дети, вызывает у современного читателя восхищение. Например, то, что в десять лет мальчик прочитал «Мёртвые души» Гоголя и «Коварство и любовь» Шиллера.Спросите нынче у старшеклассников об этих произведениях – вряд ли ли многие из них знают, о чём эти вещи.
Почему сегодня молодые люди не читают книг? По мнению В. Лакшина, потому, что есть фильмы, поставленные по произведениям художественной литературы. Посмотреть кино легче и быстрее, чем прочитать многостраничную книгу (предложения 17, 20). «Великим врагом книги» он называет телевизор, по которому большинство из нас смотрит всё подряд (предложения 21-22, 27-28). Наконец, появилось столько второсортных, невысокого художественного уровня книг, которые отвращают молодёжь от чтения серьёзных произведений. Не классику читает нынче публика, а детективы и боевики. И автора беспокоит то, что подрастающее поколение незнакомо с высокими образцами, с великой русской и мировой литературой.
Где же выход из создавшегося положения?
Что должны сделать взрослые – родители, учителя, библиотекари, писатели и политики, чтобы чтение книг стало жизненно необходимым процессом для каждого молодого (и не только молодого) человека? В.Я. Лакшин считает, что необходимо воспитывать вкус к чтению, формировать навыки вдумчивого чтения (предложение детям выбрать такие книги, которые можно было бы обсудить с друзьями, со взрослыми. Он заявляет: «Воспитывать вкус можно на Толстом, на Достоевском, на Пушкине. Главное – научиться различать, что действительно красиво, а что подделка». По мнению автора, книга всегда была и останется источником познания мира, средством совершенствования внутренней сути человека, поэтому и следует понимать книгу как ориентир в духовных поисках современных молодых людей.
Это действительно так. К сожалению, в наше нервное и стремительное время книги воспринимаются как отдых, как развлечение, и потому столь популярно так называемое чтиво – детективы, любовные романы, фэнтези и прочее. Ума от таких книжек не прибавится. Эмоции в них самые примитивные, порой напрочь отрицательные. Язык и стиль на уровне: мама мыла раму. Привыкнув читать такое, уже не захочешь читать ни Тургенева, ни Толстого, ни наших русских авторов века. Вот это-то и плохо.