Закон гостеприимства — восходящий ко временам Первых Людей древний обычай, согласно которому гостеприимство является священным — хозяева не могут причинить вреда гостю, а гость хозяевам; на нарушившего закон падет гнев богов. Этот принцип достаточно прочен, чтобы люди не боялись довериться даже своим злейшим врагам; его нарушение воспринимается вестеросским обществом как нечто чудовищное и аморальное.
Согласно обычаю, закон гостеприимства действует с того момента, как гость что-либо съел под кровом хозяина. Поэтому в случае, когда хозяин и гость не доверяют друг другу, со стороны хозяина уместно предложить гостю поесть, продемонстрировав, что их обоих защищает закон гостеприиства. Связанный с гостеприимством этикет включает в себя подарки — гость при прибытии вручает какой-либо подарок хозяевам, а хозяева могут ответить подарком со своей стороны уже в конце визита, когда гость покидает их кров.
Закон гостеприимства распространен во всех Семи королевствах и даже у одичалых за Стеной, хотя на Севере его уважают больше, чем на андальском юге. Мейстер Эгберт в книге «Справедливость и несправедливость на Севере: приговоры троих властителей из дома Старков» писал, что на Севере нарушение закона гостеприимства считается ужасным предательством и наказывается также, как и убийство родичей[1].
Манс Налетчик говорил Джону Сноу, что, инкогнито навещая Винтерфелл, он ел под кровом Старков и потому мог не бояться, что Эддард Старк отрубит ему голову; точно так же Джон Сноу мог не бояться самого Манса, так как ел в шатре Короля-за-Стеной[2]. Джиор Мормонт после убийства Крастера говорил, что «нет преступления более тяжкого, чем убийство человека, оказавшего тебе гостеприимство»[3], а Русе Болтон, пообедав с Джейме Ланнистером, указывал на съеденные сливы и сыр как гарантии безопасности Русе и Джейме друг другу[4]. По словам старой Нэн, боги покарали Повара-Крысу, убившего королевского сына и подавшего его мясо королю в пироге, не за убийство само по себе и не за то, что он накормил короля мясом его сына, а за то, что он убил гостя под своим кровом — «а этого боги не прощают»[5]. Позже Бриенна Тарт, попав в руки Братства без Знамён, вспоминала о съеденном хлебе в гостинице на перекрёстке[6]. Этот закон был нарушен лордом Фреем и его семьей на Красной свадьбе.
Ученик напишущий-? изложение без единой ошибки получит высокую оценку. Ученик, написавший изложение без единой ошибки, получит высокую оценку. Написавший изложение без единой ошибки ученик получит высокую оценку.
Каждый пожелавший бы выступить на собрании получит слово. Каждый, пожелавший выступить на собрании, получит слово.
Маршировавшие казаки по дороге давали никому проехать в город. Маршировавшие по дороге казаки никому не давали проехать в город. Казаки, маршировавшие по дороге, никому не давали проехать в город.