Для русского человека нет дерева роднее, чем береза. Спросите любого русского человека, есть ли в России дерево, которому поэты посвятили бы столько стихов, а народ – песен? Какое дерево можно смело назвать символом России? И я уверена, почти единогласным будет ответ – береза! Для русского человека нет дерева милее и роднее. И, наверное, не только потому, что она растет в нашей стране повсюду, от Заполярья до южных границ. Возможно, потому, что она вызывает в нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе? Какими красочными эпитетами называем мы это милое сердцу дерево! В памяти всплывают знакомые с раннего детства слова из старинного вальса «Березка» : Средь сосен суровых, средь темных ракит В серебряном платье березка стоит. Склонились деревья, кусты и цветы, Пред гордым величьем ее красоты! Или вот куплет из песни: Чуть солнце пригрело откосы и стало в лесу потеплей, Березка зеленые косы развесила с тонких ветвей. Вся в белое платье одета, в сережках, в листве кружевной Встречает горячее лето она на опушке лесной. Береза – радостное, нарядное дерево. Само название произошло от старослявянского «брезньнъ» , что означало «апрель» . Общеславянское berza возникло на базе индо-европейского корня в значении «что-то блестящее, белеющее» . По своему происхождению слову «береза» родственны прусское, литовское и индийское произношение этого слова. В украинском языке март называется «Березень» , что связано с началом сокодвижения в березах. В литовском языке береза произносится как бяржас, а месяц июнь называется «биржалис» , что означает «березовая ветка» . Наши далекие предки ласково называли ее «веселкой» . В древних языческих обрядах береза была «майским древом» – праздничным деревом, связанным с зелеными святками. На этот весенний праздник, посвящаемый плодородию и будущему урожаю, березу украшали разноцветными лентами, заплетали косы из тонких, плакучих ветвей, водили вокруг нее хороводы. Сейчас этот обычай слился с празднованием Троицы, который обычно бывает в июне (на 50-й день после Пасхи) . На Троицу также принято украшать дома березовыми ветками, плести из тонких веточек венки. Пучки березовых веточек несут в церковь, освящают, и оставляют в доме до следующего праздника. В деревнях кое-где еще по-прежнему девушки водят хороводы под напев народной песни «Во поле береза стояла, во поле кудрявая стояла...» . А еще у славянских народов издавна существует обычай – сажать березу над могилой погибших солдат, чтобы их жизнь продолжалась в земном дереве. Сколько таких березовых рощ было посажено после Великой Отечественной войны! Шумят березки у Мамаева кургана в Волгограде, в Минске, в Ленинграде – Санкт-Петербурге, в Москве, в Берлинском Трептов-парке: «В Трептов-парке белые березы, словно вдовы русские стоят. И роняют слезы, а не росы на могилы братские солдат» . А ведь береза не только за красоту любима! Это дерево обладает многими ценными свойствами, в том числе и целебными. Грамоту русский народ осваивал на бересте, освещаемой березовою же лучиной. "Крик" в деревнях от тележного скрипа утишался березовым дегтем, да и отвары из почек березы давались младенцам "от крику". Стоит дерево, цветом зелено, в этом дереве три угодья: первое - больным на здоровье, второе - от тьмы свет, третье -людям колодец. Старинная эта загадка тесно связана с крестьянским бытом. Париться березовым веником - больным на здоровье, освещать жилище лучиной - от тьмы свет, утолять жажду березовым соком - людям колодец.
1. Послано в Черкасск повеление сжечь дом и имущество Пугачева. (П.) 2. Здесь прекращаются записки Петра Андреевича Гринева. (П.) 3. Лагерная жизнь очень мне нравилась. Пушка подымала нас на заре. Сон в палатке удивительно здоров. (П.) 4. Раскололи мещане маленькие души свои на мелкие куски и все более раскалывают их и — живут в розницу. (Горьк.) 5. Я не только каждую колхозную семью до третьего поколения знаю, а и каждого колхозного коня со всеми его прародителями. (Ник.) 6. Я передам кратко о перипетиях жизни пасынка сцены — моего отца, когда-то заметного деятеля театра. (Алт.) 7. Ванин сел в углу и стал настраивать старенький приемник. (Сам.) 8. И. Андроников, изучающий жизнь и творчество Лермонтова, написал не исследование и не изыскание, а рассказы о том, как он охотился за портретом Лермонтова, за рогаткой инициалов. (Павл.) 9. Каждый считал за-правило подражать балтийцам, их самозабвенной ярости в бою, их прибауткам на роздых, даже их манере носить бескозырку. (Фед.) 10. Пригнув голову, Феня не спускала с Михаила ненавидящих глаз. Волосы у нее распустились ещё больше, и это придавало девушке особенно суровый вид. (Сарт.) 11. Фейяпрезрительно усмехнулась и повернула в глубь тайги. (Сарт.) 12.Феня приблизилась к самой круче. И вдруг ее словно кто потянул за собой: скользко потек снег, а дыхание сразу стало тугое, как через вату; Феня низко пригнулась, почти села на лыжи и раскинула палки, тормозя. (Сарт.) 13. Щеки у Феки горели, ресницы, выбившаяся прядь волос, платок у подбородка — все сплошь покрылось тонким игольчатым инеем. Недурно бы присесть и отдохнуть.(Сарт.) 14. Было решено обыскать на рассвете весь лес и в случае вражеской облавы огня не открывать. (Кул.) 15. Коля Бабушкин задумался, вперив взгляд в черную точку на белой стене, что напротив него. Черная точка ... Вот бывает же: найдут глаза какую-нибудь совершенно бессмысленную точку, вперятся в нее, и уже никак не оторвать их от этой неподвижной точки, будто они к ней приросли.
1)Лет сорок тому назад в С.-Петербурге, на Васильевском острову, в Первой линии, жил-был содержатель мужского пансиона, который еще и до сих пор, вероятно, у многих остался в свежей памяти, хотя дом, где пансион тот помещался, давно уже уступил место другому, нисколько не похожему на прежний.(вероятно-вводное слово). 2)Иногда он и принимал намерение исправиться; но, к несчастию, самолюбие так в нем было сильно, что заглушало голос совести, и он день ото дня становился хуже, и день ото дня товарищи менее его любили.(к несчастию-вводное слово). 3)Долго не мог он заснуть; наконец сон его преодолел, и он только что успел во сне разговориться с Чернушкою, как, к сожалению, пробужден был шумом разъезжающихся гостей. (к сожалению-вводное слово). 4) Алеша долго с нею играл; наконец, когда сделалось темно и настала пора идти домой, он сам затворил курятник, удостоверившись наперед, что любезная его курочка уселась на шесте.(наконец-вводное слово). 5) Итак, Алеша, будучи еще в десятилетнем возрасте, знал уже наизусть деяния славнейших рыцарей, по крайней мере так, как они описаны были в романах.(итак - вводное слово).
Какими красочными эпитетами называем мы это милое сердцу дерево! В памяти всплывают знакомые с раннего детства слова из старинного вальса «Березка» :
Средь сосен суровых, средь темных ракит
В серебряном платье березка стоит.
Склонились деревья, кусты и цветы,
Пред гордым величьем ее красоты!
Или вот куплет из песни:
Чуть солнце пригрело откосы и стало в лесу потеплей,
Березка зеленые косы развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета, в сережках, в листве кружевной
Встречает горячее лето она на опушке лесной.
Береза – радостное, нарядное дерево. Само название произошло от старослявянского «брезньнъ» , что означало «апрель» . Общеславянское berza возникло на базе индо-европейского корня в значении «что-то блестящее, белеющее» . По своему происхождению слову «береза» родственны прусское, литовское и индийское произношение этого слова. В украинском языке март называется «Березень» , что связано с началом сокодвижения в березах. В литовском языке береза произносится как бяржас, а месяц июнь называется «биржалис» , что означает «березовая ветка» .
Наши далекие предки ласково называли ее «веселкой» . В древних языческих обрядах береза была «майским древом» – праздничным деревом, связанным с зелеными святками. На этот весенний праздник, посвящаемый плодородию и будущему урожаю, березу украшали разноцветными лентами, заплетали косы из тонких, плакучих ветвей, водили вокруг нее хороводы. Сейчас этот обычай слился с празднованием Троицы, который обычно бывает в июне (на 50-й день после Пасхи) . На Троицу также принято украшать дома березовыми ветками, плести из тонких веточек венки. Пучки березовых веточек несут в церковь, освящают, и оставляют в доме до следующего праздника. В деревнях кое-где еще по-прежнему девушки водят хороводы под напев народной песни «Во поле береза стояла, во поле кудрявая стояла...» .
А еще у славянских народов издавна существует обычай – сажать березу над могилой погибших солдат, чтобы их жизнь продолжалась в земном дереве. Сколько таких березовых рощ было посажено после Великой Отечественной войны! Шумят березки у Мамаева кургана в Волгограде, в Минске, в Ленинграде – Санкт-Петербурге, в Москве, в Берлинском Трептов-парке: «В Трептов-парке белые березы, словно вдовы русские стоят. И роняют слезы, а не росы на могилы братские солдат» .
А ведь береза не только за красоту любима! Это дерево обладает многими ценными свойствами, в том числе и целебными.
Грамоту русский народ осваивал на бересте, освещаемой березовою же лучиной. "Крик" в деревнях от тележного скрипа утишался березовым дегтем, да и отвары из почек березы давались младенцам "от крику".
Стоит дерево, цветом зелено, в этом дереве три угодья: первое - больным на здоровье, второе - от тьмы свет, третье -людям колодец.
Старинная эта загадка тесно связана с крестьянским бытом. Париться березовым веником - больным на здоровье, освещать жилище лучиной - от тьмы свет, утолять жажду березовым соком - людям колодец.