Объяснение:
Мы живем в мире звуков. Одни звуки вызывают положительные эмоции, другие – настораживают, волнуют, вызывают чувство тревоги или успокаивают и навевают сон. Звуки вызывают образы. При комбинации звуков можно оказывать эмоциональное воздействие на человека, что мы особенно воспринимаем, читая художественные литературные произведения и произведения русского народного творчества.
В художественных произведениях, и главным образом в поэзии, используются различные приемы усиления фонетической выразительности речи.
Особым образом организованная поэтическая речь получает яркую эмоционально-экспрессивную окраску. В этом – одна из причин того, почему содержание стихов не допускает «пересказа в прозе».
Звукопись - прием усиления изобразительности текста с повторения ударных и безударных слогов, гласных и согласных звуков.
Наиболее распространенной формой звукописи являются поэтические повторы, образующие особое построение текста. Это придает тексту своеобразную симметрию.
Например:
Я мечтою ловил уходящие тени,
уходящие тени погасавшего дня,
Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.
И чем выше я шел, тем ясней рисовались,
Тем ясней рисовались очертанья вдали,
И какие-то звуки вдали рисовались,
Вкруг меня раздавались от Небес до Земли.
(Бальмонт)
Основной принцип усиления фонетической выразительности речи состоит в подборе слов определенной звуковой окраски, в своеобразной перекличке звуков. Звуковое сближение слов усиливает их образную значимость, что возможно только в художественном тексте, где каждое слово выполняет важную эстетическую роль.
Главным усиления фонетической выразительности художественной речи является звуковая инструментовка — стилистический прием, состоящий в подборе слов близкого звучания.
Например:
Пирует Петр. И горд, и ясен,
И славы полон взор его.
И царский пир его прекрасен.
творчество н. а. некрасова наполнено горячей любовью к народу. поэт страдал, видя бедственное положение крестьянства. он не мог понять, почему талантливый, трудолюбивый, остроумный народ смиренно терпит угнетение и не пытается отстаивать свои права. с особой силой грустные раздумья некрасова отразились в поэме “кому на руси жить хорошо”. в этом произведение вера в народ переплетается с болью при виде его безотрадной жизни.
поэма была задумана как “крестьянская эпопея”. ее героями стали простые мужики. некрасов с надеждой смотрит на семерых правдоискателей, пожелавших разгадать тайну счастья и отправившихся в нелегкий путь. перед нами проходит целая вереница характеров. у каждого из них своя , но все вместе они составляют собирательный образ народа. рисуя обобщенный портрет, поэт стремится сохранить в нем индивидуальные черты таких разных и неповторимых людей. мы видим и массовые народные сцены, и судьбы отдельных героев. часто некрасов приводит читателей туда, где собирается большое количество людей. в одной из глав мы попадаем на сельскую ярмарку, любимый крестьянский праздник. здесь весело, “горласто”, “хмельно”. но картина праздника не мешает поэту прийти к неутешительному выводу о том, что счастье мужиков “горбатое с мозолями, дырявое с заплатами”.
некрасов не идеализирует крестьян. среди них есть те, кто довольствуется и даже гордится положением раба. к “людям холопского звания” автор беспощаден. “сущими псами” он называет мужика, кичашегося господской болезнью подагрой, ипата, раба утятина, якова верного, “холопа примерного”. такие люди давно утратили чувство человеческого достоинства, а вместе с этим и народную гордость.
им некрасов противопоставляет “народных заступников”. первым появляется яким нагой. это мужик-философ, он проводит глубокий анализ положения народа. в его уста поэт вкладывает рассказ о бесправии и зависимости крестьянина от его “дольщиков” — “бога, царя и господина”. яким нагой сам живет горьким бедняком, но у него романтическая душа. из горящего дома он выносит не заработанные тяжким трудом деньги, а “картиночки”.
если яким нагой заступается за народ словом, то ермила гирин, будучи старостой, старается защищать интересы мужиков. ему присущи народный ум и неподкупная честность. гирин пользуется уважением среди крестьян. доверие он заслужил справедливостью и добротой. этот человек тяжело переживает свей единственный проступок перед обществом — попытку оградить брата от рекрутчины за счет другого крестьянина. свою вину гирин искупает всенародным покаянием. не все нам известно о дальнейшей судьбе героя, но нетрудно догадаться, что готовность пожертвовать своим благополучием ради доверившихся ему людей может гирина в острог.
воплощением могучих сил народа становится савелий. его поэт называет богатырем, возвращая нас к древним былинам. савелия и его единомышленников открывает читателям исконную мечту народа о свободе и праве распоряжаться своего нелегкого, но славного труда. в этом герое воплощено стихийное начало. поэт показывает, что терпение народа не может быть вечным, наступит момент, когда мужики жестоко и беспощадно отомстят своим притеснителям. последствия бунта могут стать необратимыми. рассказывая о расправе с немцем фогелем, автор , что борьба с угнетением может обернуться кровавой драмой для всей россии.
с любовью описывает некрасов и внучку савелия — матрену корчагину. крестьянка прожила трудную жизнь и состарилась к тридцати восьми . героиня уверена, что “ключи от счастья потеряны у бога самого”. но она сопротивляется несчастьям и борется с несправедливостью: спасла мужа от рекрутчины, не побоявшись обратиться к губернаторше, подставила свою спину под плеть, чтобы оградить от побоев сына федотку. матрена тимофеевна соединила в себе мужскую силу характера и нежную женскую душу.
такие герои, как яким нагой, ермила гирин, савелий, матрена, семеро правдоискателей, вселяют в поэта уверенность, что бесправие народа будет недолгим, что “рать поднимается неисчислимая, сила в ней слышится несокрушимая”. будущее россии поэт связывает с освобождением крестьянства. гриша добросклонов, один из немногих счастливых в поэме, знает, что в любых испытаниях нужно сохранить “золото, золото, сердце народное” — залог великого возрождения родины.
русь у некрасова одновременно “и убогая, и обильная, и могучая, и бессильная”. такой же двойственной будут видеть ее есенин и блок. такой же противоречивой остается россия и сейчас. но в самые тяжелые времена спасает надежда на то, что загадочную душу, золотое народное сердце погубить невозможно.