Мать васи умерла, когда сыну было всего шесть лет, а отец, со своим горем, обращал на мальчика мало внимания. вася целыми днями бродил по городу, и картины городской жизни оставляли в его душе глубокий след. город был окружен . посреди одного из них на острове стоял старинный замок, принадлежавший некогда графскому роду. его обитателями стали городские нищие, не имевшие иного пристанища. но среди нищих произошел раскол. старый януш, один из бывших графских слуг, получил некое право решать, кто может жить в замке, а кто нет. он оставил там лишь «аристократов»: католиков и бывшую графскую челядь. изгнанники нашли себе пристанище в подземелье под старинным склепом у заброшенной униатской часовни, стоявшей на горе. однако это их местопребывание никому не было известно. старый януш, встречая васю, приглашает его заходить в замок, ибо там теперь «порядочное общество». но мальчик предпочитает «дурное общество» изгнанников из замка: вася жалеет их. многие члены «дурного общества» хорошо известны в городе. руководитель же всего сообщества «темных личностей» — тыбурций драб. его происхождение и прошлое никому не ведомы. однажды вася с тремя приятелями приходит к старой часовне: ему хочется заглянуть туда. друзья васе проникнуть внутрь через высокое окно. но увидев, что в часовне еще кто-то есть, приятели в ужасе убегают, бросив васю на произвол судьбы. оказывается, там дети тыбурция: девятилетний валек и четырехлетняя маруся. вася начинает часто приходить на гору к своим новым друзьям, носить им яблоки из своего сада. но ходит он лишь тогда, когда его не может застать тыбурций. вася никому не рассказывает об этом знакомстве. струсившим приятелям он говорит, что видел чертей. у васи есть сестра, четырехлетняя соня. она, как и ее брат, — веселый и резвый ребенок. брат и сестра любят друг друга, но сонина нянька препятствует их шумным играм: она считает васю дурным, испорченным мальчишкой. такого же взгляда придерживается и отец. он не находит в своей душе места для любви к мальчику. отец больше любит соню, потому что она похожа на свою покойную мать. как-то раз в разговоре валек и маруся говорят васе, что тыбурций их любит. вася отзывается о своем отце с обидой. но неожиданно узнает от валека, что судья — справедливый и честный человек. вася узнает о том, что валек ворует еду для голодной сестры. это открытие производит тяжелое впечатление на васю, но все же он не осуждает друга. валек показывает васе подземелье, где живут все члены «дурного общества». в отсутствие взрослых вася приходит туда, играет со своими друзьями. во время игры в жмурки неожиданно является тыбурций. дети испуганы — ведь они дружат без ведома грозного главы «дурного общества». но тыбурций разрешает васе приходить, взяв с него обещание никому не рассказывать, где все они живут. наступает осень, и маруся заболевает. чтобы как-то развлечь больную девочку, вася решается попросить на время у сони большую красивую куклу, подарок покойной матери. соня соглашается. маруся в восторге от куклы, и ей даже становится лучше. к судье несколько раз приходит старый януш с доносами на членов «дурного общества». он рассказывает, что вася общается с ними.. марусе становится все хуже. обитатели подземелья решают, что куклу нужно вернуть, а девочка этого и не заметит. но увидев, что куклу хотят забрать, маруся горько плачет… вася оставляет ей куклу. и вот в самый критический момент появляется тыбурций. он несет куклу. тыбурций рассказывает судье о дружбе васи с его детьми. тот поражен. отец чувствует себя виноватым перед васей. они почувствовали себя близкими людьми. тыбурций говорит, что маруся умерла. отец отпускает васю проститься с ней, при этом он передает через васю деньги для тыбурция и предостережение: главе «дурного общества» лучше скрыться из города
Я понимаю этот вопрос так Главные герои рассказа – крестьянские мальчишки из соседних деревень, которые стерегут табун. Их быт дан через восприятие рассказчика – охотника, случайно заблудившегося в один из июльских дней. Перед читателем разворачивается картина жизни крестьянских ребятишек летним вечером. Мальчишки потихоньку разговаривают у костра. Слушая истории мальчиков, наблюдая за их одеждой, манерой поведения, поступками, рассказчик составляет общее представление о крестьянской жизни. Ребята одеты просто: заплатанные порты, лапти и онучи, холщовые рубахи. Только один мальчик, Федя, который и выглядит постарше, по мнению автора, «принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы» . Как сыну богатого крестьянина, ему приходилось быть запевалой. Старший из парней – Федя. Этот парень из богатой семьи. Во время разговора он рассказал, что приехал в Бежин луг ради забавы ночью. Во время монолога с парнями он вел себя деловито. Крестьянские дети рассказывают друг другу страшные истории. И через их отношение к услышанному раскрывается автором все очарование их мира. Например, мальчик Илюша описывает домового, который водится в старой рольне на фабрике и пугает рабочих. Костя рассказывает про Гаврилу, слободского плотника, который однажды повстречался с лесной русалкой и с тех пор «невеселый ходит» . Павлуша говорит о «предвиденье-то небесном» , которое всех напугало, даже барина. Ребята верят в нечистую силу, злых духов, ведьм и колдунов. И в этой их вере прослеживается стремление людей к таинственности, непознанным вещам, необъяснимым явлениям. Вера в чудо, призраков, добрых и злых духов сохранилась в народе еще с древних времен. Поэтому в рассказываемых мальчиками историях множество фольклорных образов: домовые, русалки, нечистая сила. Огромна сила сельских поверий. Мальчики говорят о людях, умерших не собственной смертью, эти рассказы одновременно завораживают и пугают детей. Жизнь крестьянских ребят лишена достатка, материального благополучия