На картине И. Билибина изображен растерянный Иван-царевич и лягушка-квакушка со стрелой в лапке. И выражение лица, и поза царевича свидетельствуют о его недоумении: сдвинутые брови, разведенные руки, опущенный лук. Я думаю, на иллюстрации запечатлен такой момент сказки. Говорит Иван-царевич: «Как мне за себя квакушу взять? Квакуша не ровня мне». Испытание для царевича Он, видимо, сам не верит своей неудаче, и медлит, прежде чем взять лягушку в руки. Может быть, царевич надеется, что отец не будет принуждать его жениться на лягушке. Чтобы она стала Василисой Премудрой, герою придется смириться с волей царя, стерпеть насмешки братьев. Облик героев картины и фоновый пейзаж Иван-царевич одет, как одевались на Руси в те давние времена: длинный кафтан, кушак, сапоги с загнутыми носами. Шапка с необычным украшением выдает его знатное происходящее. Лягушка, держа стрелу, внимательно смотрит на царевича, как будто хочет что-то ему сказать. Может быть, пока он не решился взять ее с собой, она не обрела дар речи. Одного взгляда на окружающую обстановку достаточно, чтобы уверенно сказать: это болото. Зеркало воды под ногами у Ивана, низкорослые редкие березы, стая уток в небе. Унылый пейзаж и пасмурный день как бы предвещают трудности, с которыми столкнется царевич позже, в поиске возлюбленной. Декоративный стиль иллюстрации Картина похожа на тканый ковер или детский рисунок фломастером: контуры обведены черным, каждый участок закрашен только одним цветом. Белые стволы берез, темнеющие ели, светло-зеленые березовые шапки складываются в яркий узор. Художнику известны особенности детского восприятия, и он делает все, чтобы читателей сказки привлекли иллюстрации.
Мне семнадцать лет. Я учусь в одиннадцатом классе обычной школы. Живу в удивительно красивом мире: вокруг зеленые леса, просторные поля, покрытые пестрым ковром цветов. Бескрайние просторы России рождают в душе философские мысли – мысли о добре, зле, хороших делах в нашем мире.
Я сейчас в том возрасте, когда хочется многое осмыслить, понять, узнать. На дворе – двадцать первый век, а важнейшей проблемой для человека на протяжении всех веков его существование была, есть и остается проблема добра и зла. Не в этом ли наша основная трагедия?! В человека всегда борются два начала – добро и зло. Мы постоянно находимся в состоянии войны с собой. Пока существует на земле человек, будет существовать добро и зло. Благодаря злу мы понимаем, что такое добро. А добро, в свою очередь, выявляет зло, освещая человеку путь к истине. Человек рождается не просто для того, чтобы есть и пить. Для этого было бы гораздо удобнее родиться дождевым червем. Так писал Владимир Дудинцев в романе «Не хлебом единым». Это свидетельствует о том, что проблема добра волновала и волнует и лучших наших писателей, которые всегда напряженно ищут художественно решение этого вечного вопроса.
А задумывается ли кто над таким вопросом: «Как часто мы делаем добро, пусть маленькое, но порой очень нужное дело?» Большинству из нас, я уверен, даже на минуту в голову не закрадывалась такая мысль или же быстро улетучивалась. Не каждый человек стремится жить по правде, глубоко верив в добро, справедливость и честность. Но мне искренне хотелось бы, чтобы на Земле царил мир и доброта. Если бы каждый из нас осуществлял хотя бы одно доброе дело в день, наша жизнь казалась бы все более и более светлой.
Размышляя над такими философскими вопросами, я невольно вспоминаю случай, как однажды летом мне пришлось маме, и в тот момент моя оказалась незаменимой. У меня на душе становится радостно и светло, когда я вижу и осознаю, что мой труд не пропал даром. Итак, что же такого доброго я совершил в этом году?
Наступало лето. Я всегда жду его, потому что летом тепло, не надо никуда торопиться. Можно спокойно заняться чем хочешь или даже побездельничать. Летом у мамы бывает отпуск, это самое любимое ее время года, как и у меня. Мы вместе уезжаем отдыхать недели на две, а когда возвращаемся домой, то активно начинает запасаться вареньями и соленьями на зиму.
В этом году было много ягод и разных фруктов. Мама варила варенье почти каждый день. Я старался ей во всем, облегчить ее труд. Однажды вдруг, несмотря на отпуск, маму вызвали на работу (в больницу), а на плите началось приготовление моего любимого абрикосового варенья.
Мама расстроилась, выключила плиту и быстро ушла из дома два часа, три… А она все не возвращалась. Я в очередной раз решил, что необходима моя ведь она придет теперь поздно и очень устанет. Я зажег плиту и начинаю варить первое в моей жизни варенье. Не отходил от него ни на шаг, регулярно помешивал, сыпал сахар – боялся что-то сделать не так. И вот, спустя час, оно было готово. Оставалось только выложить его в банки. Но тут зашла уставшая мама, улыбнулась мне и тихо сказала: «Ты самый лучший сын на земле!»
Возможно, я не сделал ничего глобального, не сдвинул горы и не весь мир. Мне кажется, совершать добрые поступки во имя всего человечества, а не для кого-то конкретного – это пустая трата времени. Если делать хорошее дело, то для реальной личности. И самое главное – никогда не нужно ждать чего-то от других, не ждать благодарностей или, еще хуже, – делать добро из корыстных побуждений. В этом случае все дела будут называться не добром, а расчетом!
В заключение мне хочется процитировать детскую песенку: «Если бы жили все в одиночку, то давно уже на кусочки/ Развалилась бы, наверное, Земля». Мы живем в обществе, в котором очень много людей просыпаются каждым утром, смотрят в окно и, глядя на рассвет, мечтают о хорошем и желают, чтобы к ним хорошо относились. Так вот, делая небольшие добрые дела каждый день, мы никогда не останемся в одиночестве, так как всегда найдутся благодарные тебе люди.
Вспоминая этот свой поступок, можно сказать, что я маме с домашними делами, освободил ей несколько часов отдыха… Это с одной стороны, а с другой – этим поступком я показал свою любовь к ней и готовность И те слова, которые она мне сказала, во много раз дороже для меня, чем обычное за варенье».
словно я, я весенней, весенней гулкой, гулкой ранью.