можно это попробовать
Объяснение:
В наше время эти слова часто произносят, когда хотят выразить сарказм. Для некоторых людей, а иногда и для определенных сообществ, они настолько отвлеченны и нежизне что кажутся архаизмом.
Многие связывают их с веком»: дуэли, осуждение обществом из-за неблаговидного поступка, совестливый «идиот» князь Мышкин и прочее, прочее, прочее. Сегодня, считают эти люди, придерживаться устаревших норм поведения неактуально. Действительно ли совесть, долг и честь в наше время – абстрактные понятия и как относиться к ним?
В словарях можно найти определение этих слов. Долг – это обязанность, которую человек берет на себя сам. Совесть – «внутренняя оценка, сознание моральности своих поступков». Честь – «социальное или моральное достоинство», качество человека, которое вызывает уважение. Все три понятия относятся к области нравственности.
Трудно представить человека, которого называют нравственным, не обладающего хотя бы одним из качеств, рассматриваемых здесь. А встречаются ли в жизни люди совестливые, но бесчестные и необязательные? Как чувствует себя человек, имеющий честь и достоинство, чувство долга, но при всем этом бессовестный? Можно ли такого вообще встретить?
Представим себе, что человек не берет ответственность за свои слова и обещания – он «никому ничего не должен». Пообещав больному другу принести нужный учебник, звонит и говорит, что ему не хочется «ехать в дождь». При этом он знает, что другу учебник очень нужен, а книгу принес бы кто-то другой, если бы не его обещание сделать это самому. Очевидно, что чувства долга у такого человека нет.
Можно ли назвать его совестливым? Все зависит от того, как он сам оценивает свой поступок, понимает ли, что поступил не только некрасиво и нечестно, но и подвел друга. Если человеку, не выполнившему обещание, стыдно за себя, если он раскаивается, то, конечно, совестью он обладает. С другой стороны, «совесть – когтистый зверь, скребущий сердце», как выразился А.С.Пушкин. Если это качество развито у личности, то оно просто не дает поступать несправедливо и жестоко по отношению к другим людям. Поэтому, скорее всего недостаточно развитая совесть «разрешила» необязательному другу не утруждать себя выполнением взятого обязательства.
Именно наличие совести развивает у человека и чувство долга и честь. Последние, в свою очередь, указывают на то, что личность наделена и совестью.
Страдательные причастия настоящего времени образуются от основы глаголов настоящего времени с использованием суффиксов:
–ом-/-ем- – от глаголов 1-го спряжения, например:собирают – собираемый, вращают – вращаемый, влекут – влекомый.
-им- – от глаголов 2-го спряжения, например:судят – судимый, приводят – приводимый, зависят – зависимый.
Страдательные причастия времени образуются от основы инфинитива глагола (основы времени) с использованием суффиксов:
-нн- – от глаголов на -ать, -ять, -еть, например:написать – написал – написанный, рисовать – рисовал – рисованный, загнать – загнал – загнанный.
-енн- – от глаголов с основой на -и-, например:подарить – подарил – подаренный, купить – купил – купленный, сварить – сварил – сваренный;
-т- – от основ на -оть, -ереть, -нуть и односложных глаголов, например:стереть – стер – стертый, выпить – выпил – выпитый, колоть – колол – колотый.
Действительные причастия настоящего времени образуются от основы глаголов настоящего времени при суффиксов:
-ущ-/-ющ- – от глаголов 1-го спряжения, например:играют – играющий, роют – роющий, везут – везущий.
-ащ-/-ящ- – от глаголов 2-го спряжения, например:кричат – кричащий, лежат – лежащий, верят – верящий.
Исключение: брезжить – брезжущий.
Действительные причастия времени образуются от основы инфинитива глагола (основы времени) при суффиксов:
-вш- – от основы инфинитива или времени на гласный, например:жить – живший, мыть – мывший, почернеть – почерневший.
-ш- – от основы инфинитива или времени на согласный, например:залезть – залезший, принести – принесший, прийти – пришедший.
А также:
от основ непродуктивных глаголов с суффиксом -ну-, например:зябнуть – зяб – зябший, мерзнуть – мерз – мерзший;
от глаголов на -сти (только архаические формы), например:завести – заведший, нанести – нанесший;
от глагольных основ на -чь, например:толочь – толок – толокший, напечь – напек – напекший.