Космос и космическое мышление в видении студентов
О.М.Тенякова
В 2007 г. мировое научное сообщество отметило 50-летие космической эры. 1957-ой – год запуска первого искусственного спутника Земли и рождения отечественной космической фантастики в её современном виде, поскольку именно тогда вышел в свет социально-философский роман Ивана Ефремова «Туманность Андромеды». В далёких теперь 50-х и 60-х гг. космос был мечтой миллионов студентов и школьников нашей страны. Что думают о космосе и космонавтике современные студенты спустя полвека от начала космического этапа развития человечества?
Этот вопрос для автора послужил импульсом к следующему социологическому исследованию: 150-ти студентам Московского государственного агроинженерного университета им. В.П. Горячкина (2-ой курс факультета «Технический сервис в агропромышленном комплексе») было предложено изложить свои мысли в форме творческой самостоятельной работы по довольно необычной теме – «Космическое мышление: моё определение и понимание».
Само понятие «космическое мышление» – довольно популярная тема научных и философских дискуссий, причем зачастую использующееся в разных значениях. Автор предлагает следующее его определение: космическое мышление – это осмысление бытия с позиций человека как вселенского существа, несущего ответственность за сохранение и развитие жизни и разума в космическом масштабе. Данное понятие разрабатывалось в русле философских учений о вселенском человечестве как центральном факторе истории, реализующем божественное единство космоса, о духовности как основе цивилизации в трудах русских космистов. Эти мыслители указывали на то, что человек должен стать идеалом космического единства, что умножение творческих сил человечества соответствует божественному замыслу мироздания, а общество, построенное на началах любви, духовного общения и нравственного совершенствования, служит основой для выхода человека за пределы Земли и освоения космоса. В контексте курса истории русской философии студенты получают первоначальное представление о русском космизме, но в целом предложенная тема являлась для них новой. Это самым лучшим образом сказалось при анализе самостоятельных работ, поскольку позволило выявить все ассоциации студентов в русле обозначенной темы.
1. Определение понятия «космическое мышление»
Студенты, которые пытались дать определение космического мышления, в большинстве работ исходили из его актуальности. Во-первых, они вполне осознают тот факт, что человечество вступило в антропогенную эру (по выражению В.И. Вернадского): «Роль человека на Земле имеет огромное значение. Люди самые развитые живые существа, они как бы задают новый ритм жизни». А поскольку в современном мире космосу и его изучению отводится особое место, то «…с каждым годом космонавтика развивается всё больше, база научных знаний о космосе возрастает, и это необратимый процесс». Следовательно, «у каждого человека есть или должно быть космическое мышление – понимание человеком того, какое место он занимает в мире и в пределах космоса». Студенты очень логично заключают: чем более будет развито это понимание у людей, тем активнее будет человек «общаться» с космосом, «ведь до сих пор в космосе остается столько неразгаданных вещей…». В нескольких работах прозвучала мысль о том, что космическое мышление – это осознание чего-то «нового», возможно, «сверхъестественного», и даже такое обобщение: «Вселенная – это и есть то самое, странное космическое мышление».
Во многих работах (их около 60-ти %) под космическим мышлением понимается развитие человеческой деятельности в космосе, и, в целом, научно-технический прогресс: «По моему мнению, термин “космическое мышление” связан с развитием новых технологий, которые в наше время достигли высокого уровня. Человечество большими шагами идёт к тому, чтобы совершить межпланетное путешествие».
Некоторые студенты признавались: «Этот вопрос поставил меня в тупик, как и многих других. Раньше я никогда не задумывался над тем, что «я» есть для Вселенной», «…словосочетание “космическое мышление” я понять не могу. Космос это для меня что-то далёкое, холодное, ещё не изученное.
Необычное живописное произведение «Первые зрители» Екатерины Васильевны Сыромятниковой выполнено в смешанном жанре. На картине присутствует красочный натюрморт, классический пейзаж и характерный портрет. Каждый элемент представляет интерес и дает повод к размышлению. Композиция картины выстраивается на четырех планах: природа, дети, фрагмент комнаты и натюрморт первого плана. Такая лестничная структура создает выразительную перспективу, объединяя все детали в общую линию.
Картинное полотно рассказывает историю о любопытных мальчишках, заглянувших украдкой в мастерскую художника. Комната, оставленная мастером, встречает ребят новым произведением искусства. Рядом с мольбертом рабочая палитра и набор кистей, которые аккуратно сложены и ожидают возвращения автора. Около рабочих инструментов живописца радостно тянется к солнечному свету букет ромашек. А с противоположной стороны комнаты творческая атмосфера притягивает мальчишек. За спинами ребят привычные русские березы на ярко-зеленой поляне. Второстепенные детали обстановки художник оставил в тени. Солнце щедро одаривает природу за окном и бросает выразительный луч на островок природы в комнате.
6 класс
Но, приветливый погожий день не может отвлечь юных зрителей от исследования интересной мастерской художника. Младший ребенок заинтересовался чем-то неважным, оставшимся за кадром. А старший мальчик восторженно смотрит на картину. Неподготовленный зритель не может оторвать глаз от работы художника. Что там нарисовано? Возможно, что изображение простых ромашек или привычных берез, которые приелись взору настолько, что мы не замечаем их красоты. А талантливый живописец может не просто увидеть, но и показать необычайную гармонию в привычных взгляду вещах. Интересная задумка художника предлагает наблюдателю рассмотреть картину в картине, увидеть зрителю другого зрителя, предлагает отгадать загадку или представить целую историю о том, какой сюжет смог привлечь обычного мальчика.
Почувствовать силу искусства не каждый взрослый человек, а тем более ребенок. Но настоящий талант всегда увлечь своей волшебной силой не одно поколение первых и постоянных зрителей. Открытое окно на картине, как негласное приглашение войти в мир живописного искусства для всех желающих, которые смогут прикоснуться к творческой жизни или пройти мимо.
Источник: Сочинение по картине Первые зрители Сыромятниковой для 6 класса (описание)