Нужны изображения по данному стихотворению. матчына душа владимир короткевич ноч прыйшла да зямлі на спатканне, захад скончыў агнём палаць, і дубы ў малочным тумане веліканамі ціха стаяць. бач, агеньчыкі вёскі далёкай, бач, на ростані ўзняўся курган. явар сумны і адзінокі пахіліў задумёны стан. кветка тут уначы расцвітае, водар мяккі пялёсткі і яе па роднаму краю "кветкай матчынай" людзі завуць. я крануў яе ціха рукою - і пялёсткі спеў завялі, і паўсталі вакол чарадою ўсе паданні роднай зямлі. вось карона ў рацэ заблішчэла, хтось плыве, як туман, на вадзе, па дарозе, ад месяца белай, цар змяіны кудысьці паўзе. цені ў лесе бягуць. цямнее. і ў чароўнай лясной гушчыні праімчаўся кудысь, як завея, ян прыгожы на белым кані. нехта зблытаў на росных палянках сцежкі ўсе ў недасяжны край. як далёка, далёка каханка! сто гадоў шукай ды шукай. недзе лье яна чыстыя слёзы, спавівае ўвесь замак сон, і буран на сухой бярозе сцеражэ яе ля акон. над зямлёю зарніцы мільгаюць, і здаецца, што гэта не гром, а нячыстую раць пабівае, пакаціла цудоўным мячом. і не вецер раве-нарастае і ламае галлё на дубах, а асілкі дубы змятаюць, каб да сонца расчысціць шлях. і пялёсткі гучаць трывожна, бо мінуўся спеў забыцця. казкі новыя, казкі грозныя, небывалыя казкі жыцця. ўспамінаю косы, і вілы, і над замкамі жаркі агонь, безымянныя ў лесе магілы, і няволі цяжкі палон, волі нашай крывавыя роды, катаванні і здзек варагоў, барацьбу і пакуты народа, неўміручую душу яго, і паўстанні, паўстанні бясконцыя, і замучаных кроў на раллі, і, нарэшце, шчасце і сонца, што сышло на нашы палі. вы, што маці душу забылі, без яе і пражыць, што вы варты без гэтай магілы, без каліны на роднай мяжы? без дубоў, што ў тумане млеюць, без расы на роднай траве? павяртайцеся! вецер мацнее! маці кліча, кветка заве! для яе я павінен, я мушу неўміручыя гукі схапіць, ўзяць у рукі "матчыну душу" і на вершы яе пераліць. запісаць старыя паданні, усё, што думаў і што жадаў, і легенды, што на кургане сумны явар мне праспяваў. цяжкі крыж, але вельмі пачэсны, пераліць на свае аркушы казку мудрую, простую песню, кветку матчынай чыстай душы.
В повести «Журавлиный крик» шестеро солдат у железнодорожного переезда должны держать оборону в течение суток, обеспечивая отход батальона. Они вступили в неравный бой, не ища для себя . Первым заметил немецких мотоциклистов Фишер, он почувствовал: «пришло время, когда определяется весь смысл его жизни» . Ему хотелось, чтобы старшина изменил о нем мнение. Очевидно в эту ночь «не мудреная мерка солдатских достоинств, принадлежащих старшине, в какой-то мере стало жизненным эталоном для Фишера» . Его выстрелы предупредили старшину Карпенко и остальных, и он вправе был позаботиться о себе. Но Фишер не знал, что убежать или затаиться в его положении – вполне пристойно и честно. Ему представилось строгое скуластое лицо старшины, он почти наяву услышал презрительный окрик: « Эх ты, растяпа! » И тогда весь мир для него ограничился укоризненным взглядом сурового старшины и этой цепочкой мотоциклов. И он дождался переднего, выстрелил, попал, и тотчас очередь из автомата размозжила ему голову.
Мотив действительно безыскусен: интеллигент, близорукий книжник, боится упреков в нерасторопности и трусости больше, чем смертельной опасности, он хочет соответствовать меркам старшины, то есть общей мерки долга, тягот, риска. Он хочет быть вровень с другими, иначе ему – стыдно.
После Фишера, в самый разгар боя на переезде гибнут Карпенко и Свист. О себе Карпенко не очень тревожился: он сделает все, что от него потребуется. Это надежный служака, не избалованный жизнью. Его действия в бою предрешены. А смерть Свиста наступила вследствие неравного единоборства с немецким танком: он бросил одну за другой гранаты под гусеницы, но отбежать не успел.
Повесть заканчивается, когда Василий Глечик, самый юный из шестерых, еще жив, но, судя по всему, обречен. Мысль о том чтобы оставить позицию , была для него неприемлемой. Нельзя нарушить приказ комбата, его нужно выполнить любой ценой, и, конечно, присяга и долг перед родиной.
Писатель дал почувствовать, как горько, когда обрывается такая чистая и молодая, верующая в добро жизнь. До Глечика донеслись странные печальные звуки. Он увидел, как за исчезающей стаей летел отставший, видно, подбитый журавль; отчаянный крик птицы безудержной тоской захлестнул сердце юноши. Этот журавлиный крик – полная печали и мужества песня прощания с павшими и призывный клич, возвещающий о смертельной опасности, и этот мальчик потрясенно открыл для себя: ему скоро предстоит умереть и ничего изменить нельзя. Он схватил единственную гранату и занял свою последнюю позицию. Без приказа. Хорошо зная, что это конец. Не желая умирать и, не умея выживать любой ценой. Это была героическая позиция.
Герои повести «Журавлиный крик» при всем разнообразии своих характеров схожи в главном. Все они сражаются до конца, своей кровью, своей жизнью обеспечивая организованный отход батальона. Через их трагическую судьбу очень убедительно показывается трагедия первых военных лет и реалистически раскрывается неброское во внешних своих проявлениях мужество солдат, которые в конечном итоге обеспечили нашу победу.Надеюсь !