Богданович Максим – литературовед, переводчик, поэт, воспевший родную Белоруссию и выразивший в лирических строках безграничную, искреннюю любовь к своему народу. Классик славянской литературы, проживший яркую, но очень короткую жизнь и оставивший после себя богатое творческое наследие, рассказывающее о людях и времени, в котором они жили. Родился Максим 27 ноября (9 декабря) 1891 года в семье известного историка и этнографа и с самого детства проявил огромный интерес к литературе. Этому увлечению наличие обширной отцовской библиотеки, да и семья, в которой рос мальчик, была очень начитанная и поэтическая. Бабушка Максима была знатной рассказчицей, причем любое повествование для нее становилось целым творческим актом, произносимым нараспев и увлекающим сказочным сюжетом. Также бабушка, известная в Холопеничском округе как ворожейка-знахарка, знала много обычаев, пословиц, загадок, преданий, поговорок, лекарственных народных средств, была носительницей народной старины; к ней часто приходили за советом, а во всех торжественных случаях приглашали в качестве распорядительницы. Первое стихотворение Богдановича «Музыка» было опубликовано в 1907 году в славянской газете «Наша Нива». В этом произведении автор поведал о Музыке, много ходившей по земле и игравшей на скрипке, подразумевая под главной героиней Белоруссию с ее многострадальной судьбой и надежду на быстрые перемены к лучшему. Даже вдали от родины Максим разговаривал на белорусском, ощущая огромную симпатию к родному слову. Любовь ко всему белорусскому поддерживали в юноше не только родные, но и преподаватели, чувствовавшие в юноше искреннюю и пронзительную тягу к культуре своей страны.
1. Аўтар у вобразе бабра раскрывае не толькі жывёльныя якасці. Галоўны герой сваімі ўчынкамі нагадвае чалавека, якога лёс прымусіў пакінуць родныя мясціны і які ў роспачы ўспамінае родную зямлю. Яднае яго з чалавекам і тое, што бабёр падобны на клапатлівага бацьку, які нясе адказнасць за сваю сям'ю. Менавіта клопат пра нашчадкаў прымушае бабра адправіцца ў рызыкоўную вандроўку. 2. Узгадаем эпізод, калі бабёр доўга ішоў пехатою праз зараснікі лубіну і ламачча, стаміўся, а потым, зусім нечакана, перад ім адкрылася палоска чыстай вады. Аўтар псіхалагічна абгрунтавана перадае душэўны стан бабра, які "подбегам кінуўся да вады, ад радасці забыўшыся пра асцярогу, нырнуў, быццам не верыў, што скончылася яго сухая дарога". Гэты прыклад і іншыя дазваляюць сцвярджаць, што пісьменнік — выдатны псіхолаг. 3. Тое месца, дзе жыла зараз бабровая сям'я, было такім: зарослая трыснягом сажалка, побач завод, дзе рабілі газіраваную ваду. З аднаго боку стаяў "на ўзгорку бор, пад ім хат з пяць маленькае вёсачкі". Месца для жылля амаль не было. Небяспека пагражала і з боку "маленькага заводзіка". Адправіцца ў далёкую вандроўку бабра прымусіла жаданне знайсці сваё "прасторнае спрадвечнае пасяленне". 4. Бабра сагравалі ўспаміны пра тое месца, дзе ён некалі жыў. Гэта была "прасторная рака", іх "спрадвечнае месца", "дзе было так вольна і шчасліва". На тым месцы, спадзяваўся ён, у іх пачнецца новае жыццё, такое ж вольнае і шчаслівае. Там і ён будзе здаровы і "будзе жыць вечна". 5. Чалавек з'явіўся прычынай таго, што бабры былі вымушаны сысці са старога месца. Людзі " не пакінулі на рацэ ні прысадаў, ні травы, ні самое глыбокае ракі". 6. Аўтар выкарыстоўвае параўнанні (узгоркі, як горы; лубін, як дрот, дарога — прамыіна), каб апісаць поле, якое праходзіць бабёр. Дзякуючы вобразна-выяўленчым сродкам створаная ім карціна прыроды атрымалася вобразнай,выразнай, натуральнай. 7. Тэма: ахова прыроды, зберажэнне яе багаццяў (экалагічная). Галоўная думка: чалавек нясе адказнасць за жывёльны і раслінны свет.
Пошел снег.Сначала очень мелкий, а потом как повалил крупными хлопьями.Я выбежала на улицу.Подняла вверх голову посмотреть как падает снег.О,это чудо!Высоко-высоко в небе снежинки кружат хоровод. Снег состоит из красивых снежинок.Которые все разные.Даже по "Дискавери" говорили,что каждая снежинка уникальна.И одинаковых не бывает.Снежинки легко парят в воздухе, а потом тихо ложатся на землю, на крыши домов,на ладошки.Я протянула перед собой руки ладошками вверх.И тут одна из снежинок изящно и грациозно приземлилась на мою ладонь.Едва-едва коснулась варежки.Она, действительно ,необыкновенно красива!Такая острая и симметричная,по кругу повторяется многогранный узор.Конечно,природа постаралась,когда придумывала снежинки!
Богданович Максим – литературовед, переводчик, поэт, воспевший родную Белоруссию и выразивший в лирических строках безграничную, искреннюю любовь к своему народу. Классик славянской литературы, проживший яркую, но очень короткую жизнь и оставивший после себя богатое творческое наследие, рассказывающее о людях и времени, в котором они жили. Родился Максим 27 ноября (9 декабря) 1891 года в семье известного историка и этнографа и с самого детства проявил огромный интерес к литературе. Этому увлечению наличие обширной отцовской библиотеки, да и семья, в которой рос мальчик, была очень начитанная и поэтическая. Бабушка Максима была знатной рассказчицей, причем любое повествование для нее становилось целым творческим актом, произносимым нараспев и увлекающим сказочным сюжетом. Также бабушка, известная в Холопеничском округе как ворожейка-знахарка, знала много обычаев, пословиц, загадок, преданий, поговорок, лекарственных народных средств, была носительницей народной старины; к ней часто приходили за советом, а во всех торжественных случаях приглашали в качестве распорядительницы. Первое стихотворение Богдановича «Музыка» было опубликовано в 1907 году в славянской газете «Наша Нива». В этом произведении автор поведал о Музыке, много ходившей по земле и игравшей на скрипке, подразумевая под главной героиней Белоруссию с ее многострадальной судьбой и надежду на быстрые перемены к лучшему. Даже вдали от родины Максим разговаривал на белорусском, ощущая огромную симпатию к родному слову. Любовь ко всему белорусскому поддерживали в юноше не только родные, но и преподаватели, чувствовавшие в юноше искреннюю и пронзительную тягу к культуре своей страны.