Среди жесткокрылых имеются представители большинства основных типов питания, которые известны в пределах класса насекомых. Жуки представлены как многочисленными хищниками (многоядными и специализированными), так и преобладающим большинством растительноядных форм (фитофагов). В числе последних имеются как виды, питающиеся листовой, так и потребители корней (ризофаги), цветов и пыльцы (антофаги), древесины и коры (кислофаги), плодов либо семян (карпофаги). Большинство фитофагов питаются живыми тканями растений, но некоторые также питаться сухой древесиной. Обширные биологические группы составляют жуки, питающиеся грибами (мицетофаги), а также виды, питающиеся гниющими и разлагающимися животными и растительными останками (некрофаги и сапрофаги) и детритофаги, которые питаются сухими или медленно разлагающимися веществами растительного и животного происхождения. Все перечисленные группы связаны множественными переходами.Среди жуков (дровосеки, пластинчатоусые, щелкуны и другие семейства) существуют виды, имаго которых вовсе не питаются и живут за счёт запаса питательных веществ, накопленных на личиночной стадии развития. Но для большинства жуков, особенно долгоживущих, питание имаго («дополнительное питание») является необходимым для продления жизни и созревания яиц.Характер питания личинок и имаго большинства групп жуков очень сходен, но у других питание этих фаз совершенно различно. Например, личинки бронзовок живут в почве, перегное, разлагающихся растительных останках, а жуки питаются на цветах или вытекающим соком деревьев. Жуки-усачи в личиночной фазе питаются, преимущественно в древесине или под корой деревьев, реже — в стеблях травянистых растений, а многих видов встречаются на цветах и питаются пыльцой. В некоторых случаях личинки являются хищниками, тогда как имаго питаются растительными веществами.
Роль церкви в Византии тоже была несколько иной по сравнению с Западом. Фактически церковь до XII в. была устранена от участия в делах государства. Это объяснялось тем, что служителям Восточной (православной) церкви было запрещено сочетать мирскую и церковную деятельность. Кроме того, в экономическом отношении Восточная (православная) церковь была гораздо менее могущественна, чем Западная (католическая). На ее долю приходилось не более 10% земельного фонда империи, в то время как у католиков - около 35 %. Обязательный налог в пользу церкви - «десятина» был введен только с X в. Императоры могли смещать патриарха, как любого чиновника. Бывали случаи, когда патриархов ссылали и даже казнили. Императоры выбирали патриарха из трех кандидатов, рекомендованных церковью.Однако Византия оказалась гораздо более устойчивой, чем западная часть Римской империи, просуществовав как государственное образование целое тысячелетие. Это произошло, в частности, потому, что восточная часть Римской империи многократно превосходила западную часть по численности городов. Константинополь, Александрия, Фивы, Коринф, Фессалоники, Дамаск, Бейрут, Смирна, Эфес и др. были крупными экономическими и культурными центрами. Такая экономико-культурная (но не политическая) децентрализация вела к сбалансированному развитию государства, когда периферия развивалась не хуже, чем центр. Оживленная торговля с Азией не только никогда не прерывалась, несмотря на все исторические перипетии, но, наоборот, оживлялась. Особенный подъем внешнеторговых отношений начался с III в., когда возникла персидская держава Сасанидов. Константинополь превратился в «золотой мост» в межконтинентальной торговле, охватывавшей территории от Испании до Китая.