Светолюбивые листочки поворачивают к солнцу, а теневыносливые наоборот
1. Охлаждение
2. Поддержание притока свежих соков с минеральными солями
3)испарение растениям регулировать свою температуру
Очень часто представляют себе, будто без испарения невозможно было бы питание растения. Растения, говорят, всасывают корнями пищу из почвы, а для того, чтобы всасывать ее, они должны испарять воду с другого конца. Но эти рассуждения грешат с двоякой точки зрения: во-первых, испарение и вызываемое им движение воды – не единственный нам известный механизм, доставляющий растению минеральные вещества из почвы; а во-вторых, для снабжения растения необходимым количеством минеральных веществ нет надобности в таких громадных количествах воды как те, которые испаряются растением.
Воззрение на испарение, как на процесс, обеспечивающий растение питательными веществами, было возможно, когда полагали, что растение всасывает питательные вещества, приблизительно как светильня масло. Но несостоятельность такого элементарного представления была доказана в начале столетия Соссюром, а позднее, благодаря успехам физики в исследовании явлений так называемого осмоса* и диффузии** стало возможно и более удовлетворительное понимание процесса принятия питательных веществ.
Всякое вещество, растворенное в воде, стремится равномерно рассеяться, диффундировать во всей массе доступной ему воды.
…Таким образом растение, приходящее своими корнями в прикосновение с почвенной жидкостью, должно проникаться, насыщаться растворенными в жидкости веществами, даже если бы самая жидкость не всасывалась. Конечно, это движение очень медленно, но мы могли бы его ускорить, слегка взбалтывая раствор от времени до времени. Такое взбалтывание, как справедливо указал голландский ученый де Фриз, действительно происходит в живых клетках вследствие движущейся в них протоплазмы. Следовательно, в явлении диффузии, в связи с движением протоплазмы мы имеем уже механизм для доставления питательных веществ из почвы.
Но этого мало. Корни растений, помимо всякого испарения всасывать воду из почвы и гнать ее в стебли и листья. По примеру немецких ботаников мы называем это явление корневым давлением или напором корня. Вот как обнаруживается это явление. Срежем стебель какого-нибудь растения почти вровень с почвой и на оставшийся отрезок стебля надвинем стеклянную трубочку, наполнив ее предварительно водой. Скоро мы заметим, что из трубочки начнет вытекать вода, и убедимся, что вытечет воды значительно более того, что могло заключаться в обрубке стебля и корня. Значит, эта вода не выжимается только из корня, а всасывается им из почвы и гонится в стебель. Мы можем измерить силу этого напора воды через корень. В крапиве, например, этого напора было бы достаточно, чтобы поднять воду на высоту более 4 метров.
По классическим определениям Тельза, в виноградной лозе этот напор вытекающего сока мог бы поднять воду более чем на 12 метров. Нет даже надобности калечить растение для того, чтобы обнаружить это явление. Стоит любое растение, например молодые всходы овса или кукурузы, накрыть колпаком, и через несколько времени на верхушке былинок появятся капельки, которые будут скатываться и вновь появляться, указывая на выталкивание воды из тканей.
Итак, ионы солей могут проникать сквозь клеточные стенки корневых волосков осмотически* (с осмоса). Для транспортировки их по всему организму используется движение воды по проводящим тканям. Давление для этого создают, опять-таки, сами корни.
Следовательно, растения и без испарения могли бы быть обеспечены притоком воды из почвы. Таким образом, вполне допустимо, что растение во многих случаях могло бы покрыть свою потребность в воде для питания без содействия испарения.
Одним из представителей хищников является дикий кот. Он крупнее и сильнее домашней кошки. Окраска шерсти - темная. Его излюбленное местопребывание — густые лиственные леса, низины, долины рек, расщелины камней, пещеры, дупла и норы. Основная пища - мелкие грызуны. Мех диких кошек отличается особой прочностью.
Свирепым, но редко встречающимся хищником является рысь. Она, как и дикий кот, ютится в дуплах, пещерах, расщелинах скал. Посещая места водопоев, рысь устраивает засады, притаившись обычно на дереве или скале, откуда ловко нападает на косуль, серн, оленей, туров и других крупных четвероногих. Прыгнув жертве на спину, кровожадный хищник перекусывает своими острыми клыками артерии на шее и валит животное на землю.
Гордостью местных лесов является кавказский благородный олень. Это крупное, стройное и грациозное животное поистине украшает леса Западного Кавказа. Особенно красив самец, голова которого увенчана ветвистыми рогами. Самки рогов не имеют. Рога самцов в начале весны отпадают, и вскоре после этого начинается рост новых.
По красоте своей оленю не уступает косуля. Она так же стройна, горделива и изящна. У этих животных рога имеются только у самцов. Они маловетвисты, но чрезвычайно красивы. Самцы сбрасывают их осенью, а в феврале у них вырастают новые. Бегают эти животные с неимоверной быстротой, легко преодолевая барьеры, совершая прыжки до 8 метров в длину.
Ценным мехом славятся выдры и норки. Последние встречаются реже. Это — хищники наших рек. Они мастерски ныряют, подолгу могут быть под водой, при этом уши и ноздри у них закрываются. Их густой и короткий мех не пропускает воду, он крепок и красив.
Иногда на берегу можно встретить убитую форель. Это работа выдры. За каждую охоту зверек уничтожает немало рыбы. Организм выдры нуждается в фосфоре, и потому она зачастую высасывает лишь мозг форели, а рыбу не поедает. Многочисленны и пернатые обитатели здешних лесов и лугов. Их насчитывается до 200 видов. Среди неприступных скал гнездится горная индейка - улар, а в субальпийских лугах обитает кавказский тетерев. На все лады поют жаворонки, белозобые дрозды и альпийские галки.
Часто по берегам рек встречается небольшая, темно-бурого цвета, с большим белым пятном на груди птичка. Жизнь ее тесно связана с водой. Это - оляпка, или водяной воробей. Оляпка свободно ныряет в воду и разгуливает по дну реки, отыскивая среди камней себе пищу. Ее перья смазаны особым жиром, и потому она всегда выходит из воды сухой.
Пресмыкающихся и земноводных мало. Встречаются ящерицы. Из змей - обыкновенный уж, медянка, реже - гадюка Кознакова, не крупная, но ядовитая змейка, медно-красного цвета, с характерной зигзагообразной полосой на спине.
В окрестных реках водится серебристая, с черными и красными крапинками форель. Студеная, кристально чистая вода, каменистое дно и быстрое течение — излюбленная среда для форели. В октябре, выбирая на перекатах реки мелкие места с галечным дном, форель начинает метать икру. При хвоста и грудных плавников она роет ямку, откладывает икру в нее и засыпает галькой.
Неторопливо по солнечным склонам ползут черепахи. Жизнь у них совсем не простая. Ведь каждый ребенок мечтает увезти с юга черепашку. Одно время черепах осталось так мало, что решили их вывоз ограничивать. Сейчас ситуация немного стабилизировалась, но все-таки черепахе жить в родном лесу нравится значительно больше, чем в коробке на кухне. Если вы встретили это полное спокойствия существо, то позвольте ему спокойно уйти по своим черепашьим делам.
Разнообразен мир насекомых, которые могут встретится вам на Кавказе. Бабочки из которых самыми красивыми можно считать траурницу, адмирала, парусника и крапивницу порхают с цветка на цветок. Ближе к вечеру появляются бражники. Они, как колибри, зависают над цветком и через длинный хоботок пьют закатный нектар.
Часто на голых ветках можно разглядеть замершего богомола. Он может быть сантиметров 10 длиной. Застыв в молитвенной позе, этот охотник ждет, когда мимо пролетит неосторожная муха, и тогда молниеносно хватает ее и тут же ест. У богомолов интересный брачный обряд. Финалом его становится акт поедания самкой самца, который только что ее оплодотворил.