Часть системы побегов покрытосеменного растения, несущая цветки и в связи с этим разнообразно видоизменённая. Соцветия обычно более или менее четко отграничены от вегетативной части растения. Биологический смысл возникновения соцветий — в возрастающей вероятности опыления цветков как анемофильмых (то есть ветроопыляемых), так и энтомофильмых (то есть насекомоопыляемых) растений.
До середины XX в. многие ученые полагали, что органические соединения могут возникать только в живом организме. Именно поэтому их назвали органическими соединениями в противоположность веществам неживой природы - минералам, которые получили название неорганических соединений. Считалось, что органические вещества возникают только биогенно, а природа неорганических веществ совершенно иная, поэтому возникновение даже простейших организмов из неорганических веществ совершенно невозможно. Однако после того как из обычных химических элементов было синтезировано первое органическое соединение, представление о двух разных сущностях органических и неорганических веществ оказалось несостоятельным. В результате этого открытия возникли органическая химия и биохимия, изучающие химические процессы в живых организмах.
Кроме того, данное научное открытие позволило создать концепцию биохимической эволюции, согласно которой жизнь на Земле возникла в результате физических и химических процессов. В основу этой гипотезы были положены данные о сходстве веществ, входящих в состав растений и животных, о возможности в лабораторных условиях синтезировать органические вещества, составляющие белок.
Академик А. И. Опарин опубликовал в 1924 г. свой труд «Происхождение жизни» , где была изложена принципиально новая гипотеза происхождения жизни. Суть гипотезы сводилась к следующему: зарождение жизни на Земле - длительный эволюционный процесс становления живой материи в недрах неживой. И произошло это путем химической эволюции, в результате которой простейшие органические вещества образовались из неорганических под влиянием сильнодействующих физико-химических факторов, и тем самым химическая эволюция постепенно поднялась на качественно новый уровень и перешла в биохимическую эволюцию.
Рассматривая проблему возникновения жизни путем биохимической эволюции, Опарин выделяет три этапа перехода от неживой материи к живой:
- синтез исходных органических соединений из неорганических веществ в условиях первичной атмосферы первобытной Земли;
- формирование в первичных водоемах Земли из накопившихся органических соединений биополимеров, липидов, углеводородов;
- самоорганизация сложных органических соединений, возникновение на их основе и эволюционное совершенствование процесса обмена веществ и воспроизводства органических структур, завершающееся образованием простейшей клетки.
Несмотря на всю экспериментальную обоснованность и теоретическую убедительность, концепция Опарина имеет как сильные, так и слабые стороны.
Сильной стороной концепции является достаточно точное соответствие ее химической эволюции, согласно которой зарождение жизни есть закономерный результат добиологической эволюции материи. Убедительным аргументом в пользу этой концепции выступает также возможность экспериментальной проверки ее основных положений. Это касается лабораторного воспроизведения не только предполагаемых физико-химических условий первичной Земли, но и коацерватов, имитирующих доклеточного предка и его функциональное особенности.
Слабая сторона концепции - это невозможность объяснить сам момент скачка от сложных органических соединений к живым организмам - ведь ни в одном из поставленных экспериментов получить жизнь так и не удалось. Кроме того, Опарин допускает возможность самовоспроизведения коацерватов при отсутствии молекулярных систем с функциями генетического кода. Иными словами, без реконструкции эволюции механизма наследственности объяснить процесс скачка от неживого к живому невозможно. Поэтому сегодня считается, что решить эту сложнейшую проблему биологии без привлечения концепции открытых каталитических систем, молекулярной биологии, а также кибернетики не получится.
Ну а если коротко:
А. И .Опарин Академик А. И. Опарин опубликовал в 1924 г. свой труд «Происхождение жизни» , где была изложена принципиально новая гипотеза происхождения жизни. Суть гипотезы сводилась к следующему: зарождение жизни на Земле - длительный эволюционный процесс становления живой материи в недрах неживой. И произошло это путем химической эволюции, в результате которой простейшие органические вещества образовались из неорганических под влиянием сильнодействующих физико-химических факторов, и тем самым химическая эволюция постепенно поднялась на качественно новый уровень и перешла в биохимическую эволюцию.
Вероятно, на Земле нет ни одной страны, в которой не существует мифов, сказок или легенд о растениях. И это не случайно. Любуясь красотой великолепных цветов и могучих деревьев, древний человек задумывался о том, какие сверхъестественные силы их породили. Согласно мифологии многих народов растения были созданы всемогущими богами плодородия, которые покровительствовали травам, цветам и деревьям.
В Древнем Египте богом растительности был Нефертум, в Древнем Вавилоне - Таммуз (Думузи) , в Древней Греции - Деметра, Прозерпина и Дионис, а в Древнем Риме - Флора и Вакх. В мифах о растениях также отразились представления людей о ежегодной смене времен года и единстве жизни и смерти в природе.
В Древней Греции существовало несколько так называемых <растительных божеств>, которые олицетворяли умирающую и воскресающую природу. Среди них был Гиацинт. С особым почтением к нему относились в городе Амиклы, где в честь Гиацинта отмечался особый праздник - гиакинфий. Во время этого торжества Гиацинту приносили жертвоприношения.
Часто легенды и предания возникали благодаря оригинальной, необычной форме корней, листьев, цветков или плодов растений. Например, из-за сердцеобразной формы цветков дицентры, поверья, в которых фигурирует это растение, почти всегда имеют отношение к любви.
С нежностью и трепетом относились к цветам на Востоке. <Если всю жизнь хочешь быть счастливым, разводи цветы> - сказал один из восточных мудрецов. В японской мифологии особым почтением пользовались четыре "благородных" растения: хризантема, сакура, бамбук, орхидея. Каждое из них символизировало одно из самых прекрасных человеческих качеств - честность, мужество, молодость и дружбу, а также четыре времени года - осень, зиму, лето и весну.
Эти растения были воспеты в поражающих своей красотой и лиричностью восточных мифах и легендах, а также в стихотворных строках древних японских и китайских поэтов. Пион был любимым цветком китайцев. Разведение этих растений в Китае всегда считалось занятием, которому покровительствуют боги.
Волшебные, чудодейственные свойства во многих культурах приписывались лекарственным растениям. Немало легенд и сказаний сложено, например, о женьшене. Древние китайцы верили, что корень женьшеня имеет необычайную, всеисцеляющую силу. Вероятно, поэтому возникла легенда о том, что женьшень, или панцуй, как его называют китайцы, умеет превращаться не только в лесных зверей, но и в человека.
Мифы и сказания о растениях играли важную роль в фольклоре и наших предков - древних славян. Вспомним, например, знаменитый языческий праздник Ивана Купалы, который проводили в пору летнего солнцестояния. Многие знают, что с этим праздником связана легенда о цветущем папоротнике. Однако не всем известно, что согласно тем же преданиям, в ночь на Ивана Купалу всего на несколько мгновений вырастает волшебная разрыв-трава. Древние славяне верили, что с этого чудесного растения можно найти несметные клады и открыть двери любой темницы.
Сколько волшебных историй, легенд и мифов можно вспомнить, глядя на те или иные растения. Вот самовлюбленные нарциссы смотрятся в зеркальную водную гладь, тут алые адонисы напоминают нам о крови погибшего возлюбленного Афродиты, а дальше раскидистый куст сирени вдруг на мгновение покажется нам испуганной нимфой Сирингой.