1665 год - английский физик Р. Гук в работе «Микрография» описывает строение пробки, на тонких срезах которой он нашёл правильно расположенные пустоты. Эти пустоты Гук назвал «порами, или клетками». Наличие подобной структуры было известно ему и в некоторых других частях растений.1670-е годы - итальянский медик и натуралист М. Мальпиги и английский натуралист Н. Грю описали разные органы растений «мешочки, или пузырьки» и показали широкое распространение у растений клеточного строения. Клетки изображал на своих рисунках голландский микроскопист А. Левенгук. Он же первым открыл мир одноклеточных организмов - описал бактерии и инфузории.
В XVIII веке совершаются первые попытки сопоставления микроструктуры клеток растений и животных. К.Ф. Вольф в работе «Теории зарождения» (1759) пытается сравнить развитие микроскопического строения растений и животных. По Вольфу, зародыш, как у растений, так и у животных развивается из бесструктурного вещества, в котором движения создают каналы (сосуды) и пустоты (клетки). Фактические данные, приводившиеся Вольфом, были им ошибочно истолкованы и не прибавили новых знаний к тому, что было известно микроскопистам XVII века. Однако его теоретические представления в значительной мере предвосхитили идеи будущей клеточной теории.
В первую четверть XIX века происходит значительное углубление представлений о клеточном строении растений, что связано с существенными улучшениями в конструкции микроскопа (в частности, созданием ахроматических линз).
Мейен в «Фитотомии» (1830) описывает растительные клетки, которые «бывают или одиночными, так что каждая клетка представляет собой особый индивид, как это встречается у водорослей и грибов, или же, образуя более высокоорганизованные растения, они соединяются в более и менее значительные массы». Мейен подчёркивает самостоятельность обмена веществ каждой клетки. В 1831 году Роберт Броун описывает ядро и высказывает предположение, что оно является постоянной составной частью растительной клетки.
С 1840-х века учение о клетке оказывается в центре внимания всей биологии и бурно развивается, превратившись в самостоятельную отрасль науки - цитологию. В 1861 году Брюкко выдвигает теорию о сложном строении клетки, которую он определяет как «элементарный организм», выясняет далее развитую Шлейденом и Шванном теорию клеткообразования из бесструктурного вещества (цитобластемы). Обнаружено, что образования новых клеток является клеточное деление, которое впервые было изучено Молем на нитчатых водорослях. В опровержении теории цитобластемы на ботаническом материале большую роль сыграли исследования Негели и Н. И. Желе.
Клеточная теория со второй половины XIX века приобретала всё более метафизический характер, усиленный «Целлюлярной физиологией» Ферворна, рассматривавшего любой физиологический процесс, протекающий в организме, как простую сумму физиологических проявлений отдельных клеток. В завершении этой линии развития клеточной теории появилась механистическая теория «клеточного государства», в качестве сторонника которой выступал, в том числе и Геккель. Согласно данной теории организм сравнивается с государством, а его клетки - с гражданами. Подобная теория противоречила принципу целостности организма.
Современная клеточная теория исходит из того, что клеточная структура является главнейшей формой существования жизни, присущей всем живым организмам, кроме вирусов. Совершенствование клеточной структуры явилось главным направлением эволюционного развития как у растений, так и у животных, и клеточное строение прочно удержалось у большинства современных организмов.
Видимо, либо разрушится хлорофилл, либо выделится из клеток каким-то образом. Вот исследование:
Исследовано влияние ферментных препаратов на извлечение пигментов из растительной клетки. Произведена экстракция органических пигментов: хлорофиллов и каротиноидов из моркови Daucus carota с применением ферментных препаратов Фруктоцима MA, Фруктоцима БE, ЦеллоЛюкс-А в различных сочетаниях, в качестве экстрагента использован этиловый спирт. Ферментативную обработку измельченной моркови проводили в течение 24 ч при постоянном перемешивании на шейкере в защищенном от света месте. Получившийся раствор фильтровали на воронке Бюхнера через фильтровальную бумаги и стекловату под вакуумом 0,2 бар с последующей промывкой остатка на фильтре этиловым спиртом. Количественное содержание хлорофилла a, хлорофилла b и каротиноидов определяли спектрофотометрически, с использованием спектрофотометра AgilentCary 60 UV-Vis (Agilent MY15510018, США) с полимерной кюветой при длине волны 300-700 нм. В результате проведенных экспериментов было установлено, что решающую роль на выход хлорофиллов сыграл Фруктоцим МА, а на выход каротиноидов – ЦеллоЛюкс-А в сочетании с Фруктоцим МА и Фруктоцим БЕ. Была, также, установлена обратная корреляция между выходом каротиноидов и хлорофиллов. Полученные результаты рекомендуется учитывать при разработке технологий получения биологически активных добавок, содержащих такие важные компоненты, как хлорофиллы и каротиноиды, применяемые как мощное антиоксидантное и антиканцерогенное средство, а также в качестве натуральных красителей.