одная степь! Это самое дорогое моему сердцу место. Здесь я родилась, здесь живу. Это сказочный мир. Если внимательно присмотреться и прислушаться – перед нами раскроется жизнь, таинственная и необычная, замечательная и яркая. Только надо захотеть увидеть этот мир, заметить эту красоту.
Более трёх столетий назад, кочуя по дальним незнакомым землям, пришли калмыки в бескрайнюю приволжскую степь, где днём и ночью бегут зыбкие зелёные волны, где, не смолкая, ведут свои хороводы жаворонки и соловьи. Нелёгкой оказалась переправа через могучую Волгу. Тысячи лошадей плыли по широкой реке, и, держась за хвосты и гривы коней, перебирались на берег. Никто не сможет сосчитать, сколько людей, жаждущих ступить на счастливую землю, пошло ко дну.
«Быть тому берегу счастливым, если так пожелал сам народ», - гласит старая калмыцкая пословица. Видно, мудрый человек, глубоко веривший в это изречение, назвал когда – то землю, раскинувшуюся вдаль и вширь по волжскому берегу «Белым Берегом». У калмыков слово «белое» - символ благородства и чистоты. Человек с белой душой – замечательный и добрый человек. И, если вам посулят на прощание «белой дороги», можно смело идти вперёд, ничего не боясь. Когда же кто – то с тёплой улыбкой произнесёт «Цаган Сар», - вы тоже улыбнитесь в ответ. Цаган Сар – это «белый месяц». Месяц веселья и радости, время светлой любви и высоких надежд.
Я часто бываю в степи, особенно весной. Именно в этот период она необычайно красива. Она кажется живой, молодой – это великолепный тюльпанный океан, в котором ревут не волны, а краски. Выйдешь пораньше. Солнце только восходит. Где – то высоко поёт невидимый жаворонок, впереди промелькнёт суслик. Неожиданно утреннюю тишину нарушает громкое, торжественное и чуть печальное курлыканье. Журавлиная песня несётся над степью. Увидеть их – редкое и радостное событие для каждого человека.
Вокруг расстилается ровный ковёр зелени, а вдалеке стоит одинокий курган. И даже злая верблюжья колючка окрашивается зеленью, и молодые шипы её нежны и мягки. Тут дуновение ветра отдаётся тихой песней в ушах. А когда идёт дождь, он будто весь из серебряного бисера: тогда далеко – далеко разносятся звуки, подобно весёлому смеху.
В конце августа зелени в степи уже не увидишь. Сплошь тянется ковёр жёлтых трав. Когда видишь её впервые, калмыцкая ковыльная степь кажется нищей и тоскливой. Кажется, что один и тот же сточенный ветрами холм плывёт да плывёт перед ним, всё один и тот же завиток дороги разворачивается и разворачивается, уходит в поднебесье. Но осенью после дождей степь снова оживает. Посреди сухих стеблей осторожно начинают появляться зелёные побеги, и скот уже можно пасти круглые сутки. По – своему хороша осенняя степь! Есть у степи особо замечательное свойство. Это свойство живёт в ней постоянно – и в тёмные ненастные ночи и в летние светлые дни, и зимой и летом, и на рассвете и на закате – всегда и неизменно степь говорит человеку о свободе.
Я люблю свой край и свою дальнейшую жизнь представляю только здесь в степном краю. Мои родители всю свою жизнь провели в степи, ухаживая за овцами и коровами, поэтому на каникулах мы им. И нам нескучно здесь. Степь калмыцкая – это наш большой дом, и каждому из нас надо заботиться о нём, чтобы оставить это богатство своим детям и внукам.
Стоит подняться на небольшой курган, вдохнуть всей грудью бодрящий, тюльпанный воздух, увидеть, как сверкает заходящее солнце, как спокойно и вольно пасутся отары овец, услышать пенье жаворонка в вышине, чтобы вдруг понять, что такую землю не полюбить невозможно.
Для каждого бог начертал границы:
Там высится гора, а здесь река струится.
Но был всевышний к вам исполнен доброты:
Степь он бескрайнюю вам дал, где в изобилье
И трав и воздуха. Вы царство получили.
Достойное и вас и вашей красоты.
Эти прекрасные строки Александр Дюма – старший посвятил калмыцкой княжне Агриппине Тюмен во время путешествия по бескрайним просторам калмыцкой степи.
Существует также псевдосематическая окраска, имитирующая предупреждающую окраску другого вида. Ее также называют мимикрией. Она позволяет безвредным видам рыб избегать атаки хищника, принимающего их за опасный вид.