Литература XX века ярко отражает противоречивую действительность этого столетия. XX век — эпоха роста самосознания народов, мощных национально-освободительных движений. В этот период создаются произведения прозы, драматургии, поэзии, литературно-критические статьи, литературные манифесты. Наблюдается не только разнообразие жанров, но и появление различных течений, направлений, школ, характеризующих литературный процесс и общественную жизнь века. В литературе дальнейшее воплощение получил реализм. Картина его развития, однако, неоднородна. Развитие реализма в ряде литератур начала XX века отмечено рядом кризисных явлений: сказывалось влияние общекультурных факторов, которые определили существенные изменения в реализме и вызвали к жизни новые направления. Возникают такие авангардистские течения, как экспрессионизм, футуризм, кубизм, дадаизм и др. Реализм также не отмежевывается от эстетических исканий. Он становится значительно богаче в жанрово-стилевом отношении. Появляются новые формы изображения действительности, расширяется круг тем. Социально-бытовое начало произведений XIX века постепенно сменяется философско-интеллектуальной, духовно-личностной проблематикой. «Поэтика жизнеподобия», служившая воспроизведению «жизни в формах самой жизни» и определявшая облик реалистической литературы XIX века, уступает место иным структурообразующим тенденциям; существенную роль начинает играть условность (А. Франс, Б. Шоу, Г. Уэллс и др.). конкретно-эмпирическое изображение действительности в творчестве этих и других авторов органически соединяется с обобщенно-символическим. В психологизации искусства слова, наблюдаемой в ранней прозе К. Гамсуна, новеллах Т. Манна, драмах Г. Ибсена и А. Стриндберга, отчетливо просматривается перспектива литературы новейшего времени. Большое место в реалистической прозе XX века занимают масштабные, монументальные полотна («Жан-Кристоф» Р. Роллана, «Сага о Форсайтах» Дж. Голсуорси, «Будденброки» Т. Манна и др.). Поражает многообразие романных форм: социально-психологический роман (Т. Манн, Р. Роллан), социально-политический (Дж. Лондон, Т. Драйзер), исторический (М. Твен, А. Франс), сатирический (Г. Манн) и др. Однако определить форму того или иного произведения без возможных оговорок и уточнений почти немыслимо: каждому из них присущи качества различных жанровых модификаций.
«Противоположность двух поэтических миров» — Лермонтова и Пушкина — можно обобщённо выразить как противоположность между постановкой вопроса с его созерцанием и попыткой его практического разрешения в условиях принадлежности к нему. В этом смысле Лермонтов гораздо динамичнее.
В стихотворениях Лермонтова и Пушкина «Пророк» это проявляется самым наглядным образом. Фактически, лермонтовский «Пророк» — продолжение, вторая серия «Пророка» пушкинского. Если посмотреть на эти два стихотворения как на единое целое в двух частях, то мы легко увидим, что в первой части высшие силы вкладывают в человека пророческую мощь и посылают его в мир, а во второй показаны результаты этого прихода. Так и сам Пушкин, понимая свою избранность, ещё не ощутил в полной мере трагичности пребывания пророка на земле, его ещё согревала причастность к божественному. Лермонтов уже забыл это чувство, он прошёл через все ступени отрицания своего дара теми, ради кого был послан в мир. Его миссия потерпела крах, и он, разочарованный, горько сожалеет об этом. Он ушёл обратно в пустыню, откуда пришёл, и там только чувствует себя свободным и спокойным.
Пушкин шёл в мир, Лермонтов бежал из этого мира. Таковы и мотивы лирики обоих поэтов. Один играет как ребёнок и восторгается божественной мудростью, другой, полностью вкусив этой мудрости и узрев, что она превращается на земле в горечь и страдание, начинает задавать недоумённые страстные вопросы.
+ находчивые
+ весёлые