"Устав об оренбургских киргизах 1824 г.". Разработанный в 1822 г. Оренбургским генерал-губернатором П. Эссеном проект аналогичного устава для Младшего жуза был принят Азиатским комитетом в 1824 г.
Единое Польское государство возродилось в середине XIV века. Но власть короля в нём не была прочной. Знатные люди – магнаты, владевшие большими землями с зависимыми крестьянами, мало считались с королём. Большим влиянием в государстве пользовались шляхтичи. Они добились того, что без согласия сейма королевское правительство не могло принять ни одного важного решения.
В конце XIV века возросла угроза Польше со стороны Тевтонского ордена. Немцы-крестоносцы, приглашённые польским князем для борьбы с противниками, подчинили себе земли по берегу Балтийского моря. Обосновавшись здесь, они стали вторгаться в пределы Польского королевства. Немцы совершали насилия, жгли, грабили и уводили в плен местное население. Для борьбы с грозным противником нужен был союзник. В 1385 году Польша и Великое княжество Литовское объединились под властью одного короля. Решающая битва с крестоносцами произошла в 1410 году при Грюнвальде. Войско, состоявшее из поляков, литовцев и русских, разгромило тяжеловооружённых рыцарей Тевтонского ордена. В битве пал сам великий магистр ордена и множество рыцарей. Захватнические походы немцев в земли славян и литовцев на побережье Балтийского моря были остановлены.
Польше приходилось выдерживать натиск со стороны германских феодалов
Всеобщее возмущение вызывали злоупотребления высших священников, их греховная тяга к наживе. Мысли и настроения многих горожан отразили проповеди преподавателя Пражского университета священника Яна Гуса (1371–1415). Он обличал продажное духовенство и общественную несправедливость. По его мнению, церковь должна быть бедной, вести высоконравственную жизнь, занимаясь спасением человеческих душ и не вмешиваясь в светские дела. Гус выступил против особого положения духовенства. Он считал, что все христиане равны – и священники, и миряне. Все они являются частью одной церкви и должны руководствоваться в делах веры только тем, что написано в Библии, а не указаниями римского папы.