Симфонии:
Симфoния № 1 f-moll, соч. 10 (1924—1925). Премьера — 12 мая 1926, Лeнинград, Бoльшoй зaл филaрмoнии. Oркестр Лeнинградской филaрмонии, дирижёр Н. Мaлько
Симфония № 2 H-dur «Октябрю», соч. 14, с финaльным хором на слова А. Безыменского (1927). Премьерa — 5 ноября 1927, Ленинград, Большой зал филармонии. Оркестр и хор Ленинградской филармонии, дирижёр Н. Малько
Симфония № 3 Es-dur «Первомaйская», соч. 20, с финальным хором на слова С. Кирсaнова (1929). Премьера — 21 января 1930, Ленинград. Оркестр и хор Ленинградской филармонии, дирижёр А. Гаук
Симфония № 4 c-moll, соч. 43 (1935—1936). Премьерa — 30 декaбря 1961, Москва, Большой зал Консерватории. Оркестр Московской филармонии, дирижёр К. Кондрашин
Симфония № 5 d-moll, соч. 47 (1937). Премьера — 21 ноября 1937, Ленинград, Большой зал филармонии. Оркестр Ленинградской филармонии, дирижёр Е. Мравинский
Симфония № 6 h-moll, соч. 54 (1939) в трёх частях. Премьера — 21 ноября 1939, Ленинград, Большой зал филармонии. Оркестр Ленинградской филармонии, дирижёр Е. Мравинский
Симфония № 7 C-dur «Ленинградская», соч. 60 (1941). Премьера — 5 марта 1942, Куйбышев, Дом культуры. Оркестр Большого театра, дирижёр С. Самосуд
Симфония № 8 c-moll, соч. 65 (1943), посвящена Е. Мравинскому. Премьера — 4 ноября 1943, Москва, Большой зал консерватории. Государственный академический симфонический оркестр СССР, дирижёр Е. Мравинский
Симфония № 9 Es-dur, соч. 70 (1945) в пяти частях. Премьера — 3 ноября 1945, Ленинград, Большой зал филармонии. Оркестр Ленинградской филармонии, дирижёр Е. Мравинский
Симфония № 10 e-moll, соч. 93 (1953). Премьера — 17 декабря 1953, Ленинград, Большой зал филармонии. Оркестр Ленинградской филармонии, дирижёр Е. Мравинский
Симфония № 11 g-moll «1905 год», соч. 103 (1956—1957). Премьера — 30 октября 1957, Москва, Большой зал Консерватории. Государственный академический симфонический оркестр СССР, дирижёр Н. Рахлин
Симфония № 12 d-moll «1917 год», соч. 112 (1959—1961), посвящена памяти В. И. Ленина. Премьера — 1 октября 1961, Ленинград, Большой зал филармонии. Оркестр Ленинградской филармонии, дирижёр Е. Мравинский
Симфония № 13 b-moll, соч. 113 (1962) в пяти частях, для баса, хора басов и оркестра на стихи Е. Евтушенко. Премьера — 18 декабря 1962, Москва, Большой зал Консерватории. В. Громадский (бас), Государственный хор и хор Гнесинского института, оркестр Московской филармонии, дирижёр К. Кондрашин.
Симфония № 14, соч. 135 (1969) в одиннадцати частях, для сопрано, баса, струнных и ударных на стихи Ф. Г. Лорки, Г. Аполлинера, В. Кюхельбекера и Р. М. Рильке. Премьера — 29 сентября 1969, Ленинград, Большой зал академии хорового искусства имени М. И. Глинки. Г. Вишневская (сопрано), Е. Владимиров (бас), Московский камерный оркестр, дирижёр Р. Баршай.
Симфония № 15 A-dur, соч. 141 (1971). Премьера — 8 января 1972, Москва, Симфонический оркестр Государственного телевидения и Всесоюзного радио, дирижёр М. Д. Шостакович.
1. В широком смысле, бытие - это существование. Осознанность - элемент делающий существование человека отличным от существования животного. Благодаря осознанию человек контролировать и менять свою бытность
2. Сознание состояние психической жизни организма, выражающееся в субъективном переживании событий внешнего мира и тела организма, а также в отчёте об этих событиях и ответной реакции на эти события. Соответственно данному определению, сознание есть чувства и мысли переживаемые субьектом, что и является актом самосознания, т.е. познания себя через окружающий мир, свою реакцию на него.
3. Есть теория, а есть практика. Опытом может называться только то что было не просто смоделированно нами мысленно, пусть даже на основе чужой практики, а непосредственно прожито, испробованно в действии. Только так опыт становится нашим, уникальным и жизненным. Нет активной практики - нет опыта, только теории.
4. Модус - мера. А мерой человеческого существования является возможность, т. к. не имея возможности к самосознанию человек теряет осознанию. Значимость самого факта наличия или отсутствия возможности хорошо проглядывается и на бытовом уровне, так, не имея возможности обучаться человек теряет возможность познавать мир, а значит найти в нем свое место.
Линии сравнения
Куликовская битва
Стояние на Угре
Кто был противником?
Ордынское войско
Ордынское войско
Каковы были потери русских войск?
Достаточно большое
Не было
Кто победил?
Русская война во главе с Дмитрием Донским
Русские войска
Значение события
Импульс к дальнейшему объединению земель под властью Москвы; Появление надежды на освобождение Руси от Ордынской зависимости
Освобождение Руси от ордынской зависимости
Вывод: Победа русских войск в Куликовской битве имела важное значение в борьбе против свержения ордынского ига - появилась вера в возможность освобождения Руси от иноземной зависимости. Конец ордынскому владычеству положило стояние на р. Угре, где ордынские войска не посмели даже выступить против русских войск, видя их мощь.