Каждый индиец с момента своего рождения принадлежал к одной из четырех каст (жрецы, воины, земледельцы, слуги) или же был причислен к внекастовой группе «неприкасаемых», самых презираемых людей, выполняющих грязную и противную работу. Индийцы верили, что каждая каста произошла от какой-либо части тела бога Брахмы. Жрецы произошли из его рта, поэтому они знают как произносить молитвы. Воины появились из рук бога, поэтому они умеют сражаться. Земледельцы, скотоводы, торговцы возникли из бёдер Брахмы. А слуги появились из его запыленных стоп. Индийцы считали, что люди разных каст отличаются друг от друга так же как и животные разных видов. Переход из касты в касту в течение жизни был невозможен, дети тоже с рождения принадлежали той же касте, что и их родители, поскольку не может же родиться у коровы поросёнок.
Автор - создатель романного мира, творец сюжетного повествования, но он же - его «разрушитель». Это противоречие возникает тогда, когда он, прерывая повествование, сам входит в роман - на короткое время (репликой, замечанием) или заполняет его целиком (авторским монологом). Однако автор, отрываясь от сюжета, не отделяет себя от своего романа, становится его «героем». Хотя автор - не обычный герой, участник сюжета. Сюжет романа один, автор - за пределами сюжетного действия.
У автора особое место в романе, определенное двумя его ролями. Первая - роль повествователя, рассказчика, комментирующего все, что происходит с героями. Вторая - роль «представителя» жизни, которая тоже является частью романа, но не укладывается в рамки литературного сюжета. Автор находится над сюжетом. Его жизнь - часть общего потока жизни.
Отдельные пересечения автора и героев (встречи Онегина и автора в Петербурге, о которых говорится в первой главе, попавшее к нему письмо Татьяны («его я свято берегу»), подчеркивают, что герои романа - только часть той жизни, которую представляет в романе автор.
Образ автора создается иными средствами, чем образы Онегина, Татьяны, Ленского. Автор отделен от них, между ними есть соответствия, смысловые параллели. Не будучи действующим лицом, автор появляется в романе как субъект высказываний - реплик и монологов (авторских отступлений). Говоря о жизни, о литературе, о романе, который создает, автор то приближается к героям, то отдаляется от них