Середина XIX века. Хаджи-Мурат приезжает в чеченский аул Махкет. По приказу Шамиля каждый, кто встретит этого мятежника и личного врага всемогущего Шамиля обязан задержать или убить его, жители аула пытаются сделать это. Он отступает к лесу и ждет ответ князя Воронцова о совместной борьбе против Шамиля. Прием состоялся, но Хаджи-Мурат требует встречи с главнокомандующим - старшим Воронцовым. Тот не доверяет Хаджи-Мурату, понимая, что он против всего русского, а сейчас просто покоряется воле событий. Но и Хаджи-Мурат понимает, что хитрый русский князь обо всем догадался. Хаджи-Мурат живет в Тифлисе, его душа не принимает уклад русской жизни, все внутри него восстает против русских. В своих беседах с адъютантом Воронцова Меликовым он рассказывает о своей ненависти к Шамилю, описывает ему несколько жестоких убийств по законам кровной мести, говорит о праве сильного. В это время по приказу Николая I совершается набег на Чечню. Русские разоряют аул, ведут себя непристойно, и ненависть чеченцев все возрастает. Семья Хаджи-Мурата находится у Шамиля, и все его попытки освободить своих близких проваливаются. Наконец, он врывается в Ведено, убивает конвойных казаков, но сам смертельно ранен. Перед ним как в кино пробегает вся его жизнь, вся его семья, но он не может ничем им Хаджи-Мурату отсекают голову и возят ее по всем крепостям. На его лице застыла почти детская улыбка, которая приводит в ужас и смятение тех, кто видит его в эти минуты.
Древнейшие археологические памятники на территории Московской области относятся к верхнему палеолиту, позднему периоду древнего каменного века, хронологические рамки которого определяются периодом с 40-35 до 12-10 тыс. лет назад. В это время происходило медленное и постепенное освоение человеком центральных районов Русской равнины, ранее занятых ледником. Климат тогда был более суровый, чем современный, и Подмосковье представляло собой холодную степь с небольшими перелесками. Здесь обитали мамонты, шерстистые носороги, первобытные быки, дикие лошади.
Зарайская стоянка — древнейший археологический памятник эпохи верхнего палеолита на территории Московской области. Стоянка расположена в самом центре старинного русского города Зарайска Московской области. Она относится к костенковско-авдеевской культуре. Археологические раскопки на стоянке велись с 1980 года. Найдена богатая коллекция кремневых изделий, насчитывающая более 15000 экземпляров. Среди орудий наибольшее внимание привлекли два наконечника с боковой выемкой и большая группа ножей.
■«Русским купцам предоставили различные льготы для ведения торговли в Константинополе».
■«Родственные связи Рюриковичей с монархами многих европейских стран говорят о том, что Русь уже в это время заняла видное место в системе европейских государств».
■«Иностранные принцессы стали жёнами многих сыновей Ярослава Мудрого. Его внук Владимир Мономах был женат на дочери английского короля, а сестра Владимира Евпраксия Всеволодовна была замужем за императором Священной Римской империи».
■«Но отношения Руси с соседями-кочевниками были отмечены не только набегами и войнами. Между ними развивались торговые связи. Князья брали в жёны дочерей степной знати и сами отдавали своих дочерей замуж за знатных степняков».
■«Географическое положение определяло широкие контакты Руси со многими странами Востока и Запада».
■«Купцы из северных европейских земель добирались по Волге до Каспийского моря и, переплыв к его южному берегу, пересаживались на верблюдов и двигались дальше: кто в Багдад, кто в Среднюю Азию, некоторые в Индию и Китай».
Хаджи-Мурат живет в Тифлисе, его душа не принимает уклад русской жизни, все внутри него восстает против русских. В своих беседах с адъютантом Воронцова Меликовым он рассказывает о своей ненависти к Шамилю, описывает ему несколько жестоких убийств по законам кровной мести, говорит о праве сильного.
В это время по приказу Николая I совершается набег на Чечню. Русские разоряют аул, ведут себя непристойно, и ненависть чеченцев все возрастает.
Семья Хаджи-Мурата находится у Шамиля, и все его попытки освободить своих близких проваливаются. Наконец, он врывается в Ведено, убивает конвойных казаков, но сам смертельно ранен. Перед ним как в кино пробегает вся его жизнь, вся его семья, но он не может ничем им
Хаджи-Мурату отсекают голову и возят ее по всем крепостям. На его лице застыла почти детская улыбка, которая приводит в ужас и смятение тех, кто видит его в эти минуты.