Современный Лидер — это человек, который всегда все успевает, который ведет за собой других. Лидер должен быть самостоятельным и целеустремленным, должен уметь принимать решительные действия, быть дисциплинированным, настойчивым. Каждый Лидер — это отдельнная Личность. А развитие личности невозможно без самовоспитания и развития воли. Иногда я мысленно говорю себе: «Это надо сделать, довести до конца», «Хватит смотреть мультики, надо браться за дело», «Подъем себе словами «Это я смогу», «Я справлюсь». Так я учусь мобилизовать себя сделать нужное дело, не отвлекаться на второстепенное. Понимаю, что работа по самовоспитанию дело долгое, но необходимое. Наш 4-а класс в общем-то дружный и сильный по учебе. У нас есть свои Лидеры, или те ребята, которые хотят ими быть. Для меня реальным Лидером в классе является Солохина Алина. Она умная, прикольная, у нас есть одинаковые интересы. Мы друг другу, хорошо учимся. У нас в семье Лидер — мама! Она мне всегда подсказывает, как лучше, да как правильнее. Мне это нравится. Думаю, что я тоже начинающий Лидер. Я хорошо учусь, выполняю правила для учащихся. Работаю над своим характером. Стараюсь быть лучше. В этом мне герои литературных произведений. Например: Ваня Солнцев. Он из произведения Валентина Катаева «Сын полка». Ваня очень смелый мальчик, смышленый, хитренький, ловкий. Он действовал решительно и даже мог совершать героические поступки. На Ваню Солнцева можно ровняться. Я бы пошла с ним в разведку потому, что он надежный защитник и настоящий друг. Современный Лидер должен поступать достойно, по совести. Он должен уважать себя и людей которые его окружают. К такому человеку потянутся люди и они смогут создать свою команду. Команду единомышленников, друзей.
Экономика гуннского общества, по описанию Сыма Цяня, весьма примитивна: «В мирное время они следуют за скотом и одновременно охотятся на птиц и зверей, поддерживая таким образом свое существование, а в тревожные годы каждый обучается военному делу для совершения нападений. Таковы их врожденные свойства… Начиная от правителей, все питаются мясом домашнего скота, одеваются в его шкуры и носят шубы из войлока» [Таскин, вып. 1, с. 34–35]. Столь же простой кажется и проистекающая из характера экономики программа отношений с Китаем, сформулированная одним из шаньюев: «Я хочу открыть вместе с Хань большие заставы для торговли, взять в жены дочь из дома Хань, хочу, чтобы мне ежегодно посылали 10 тыс. даней рисового вина, 5 тыс. ху (мер) проса, 10 тыс. кусков различных шелковых тканей, а также все остальное, и в этом случае на границе не будет взаимных грабежей» [Там же].
Однако с представлениями о чисто кочевом характере гуннского общества никак не вяжутся неоднократные упоминания о городках в глубине гуннских земель, о хранимых там запасах зерна; сообщая о суровых для гуннов зиме и лете 89–88 гг. до н. э., летописец замечает: «В это время начался снегопад, длившийся несколько месяцев подряд, скот падал, среди населения начались болезни, хлеба не вызрели, напуганный шаньюй построил молельню» [Таскин, вып. 2, с. 28].
В Забайкалье археологи исследовали один из гуннских городков у впадения р. Иволги в Селенгу. Иволгинское городище, окруженное четырьмя рвами и четырьмя валами, имеет площадь в 75 гектаров, застроенных полуземлянками (открыто около 80 жилищ); там обнаружены следы железоделательного и бронзолитейного производства, а главное — сошники из чугуна и литейные формы для них, железные серпы и каменные зернотерки. Судя по размерам сошников, плуги у гуннов были небольшие, деревянные, и земля вскапывалась неглубоко. Развитию земледелия, однако, препятствовали суровые природные условия страны гуннов, и собственное производство зерна (главным образом, проса и ячменя) никогда не удовлетворяло потребностей довольно многочисленного населения (по расчетам исследователей, около 1,5 миллиона человек).