В философский лексикон термин «Демиург» был введен Платоном, который впервые называет Демиургом «творца и отца» (ποιητὴν καὶ πατέρα, Tim. 28c) этого видимого космоса (ср: Resp. VII 530а6; Polit. 270а5, 273b 1). В «Тимее» Платон определяет Демиурга как Ум, который, взирая на вечный умопостигаемый прообраз-парадигму (Tim. 28а, 29а), создает мир посредством упорядочивания хаотически движущейся материи («кормилицы», «восприемницы»). При этом ни сам идеальный прообраз, ни материя от Демиурга не зависят, последний выступает всего лишь как причина их соединения, в чем состоит его существенное отличие от Бога теистических религий, творящего мир из ничего. Кроме того, Демиург не всесилен: будучи благим, он старается как можно больше уподобить мир его идее, однако пассивное сопротивление материи, проявляющееся в виде естественной необходимости (ἀνάγκη), мешает ему полностью осуществить свое намерение.
Демиург творит только вечные сущности (поскольку все имеющее вечную причину и само оказывается вечным, Tim. 41b): низших богов, мировую душу и бессмертную часть человеческой души, четыре космические стихии (землю, огонь, воду и воздух), небесные светила и тело космоса в целом; также он создает время как движущееся подобие вечности. Творение смертных существ, необходимых для полноты мироздания, Демиург предоставляет низшим богам, вручая им «семена и начатки созидания» (41с).
Замечание Платона о том, что в вопросе о происхождении Вселенной следует довольствоваться «правдоподобным мифом» (29d), дало повод некоторым членам Древней Академии (Ксенократ, Спевсипп) истолковать космогонию «Тимея» как условно-метафорический язык, применяемый в «дидактических целях» для выражения вневременных онтологических структур (Xenocrates, fr. 54 Heinze).
из Античная философия: Энциклопедический словарь. — М.: Прогресс-Традиция. П. П. Гайденко, М. А. Солопова, С. В. Месяц, А. В. Серегин, А. А. Столяров, Ю. А. Шичалин. 2008.
ответ: Турция при султане Мехмеде II переходит к масштабным территориальным экспансиям.
Летом 1475 года турки-османы, захватившие территории бывшей Византийской империи, высадили в мае большой десант Гедик Ахмед-паши в Крыму и Приазовье, осадили и взяли Каффу, казнили 300 знатных генуэзев, остальных пленили, захватили Солдайю и более мелкие генуэзские крепости (в том числе Тану на Дону) и греческие города, включив их в состав Османского государства. Владение Гизольфи на Тамани пали в 1482 году.
В июле был осаждён Мангуп. Феодоро было завоёвано османскими войсками под командованием Гедик Ахмед-паши. При этом, во время осады Мангупа феодоритами, в составе которых был военный отряд из трёхсот воинов, присланных молдавским господарем Стефаном III Великим, был перебит весь янычарский корпус, существовавший в тот период в Османской империи.
В 1475 году турки вели войну с крымским ханом Менгли Гиреем и принудили его признать себя зависимым от султана. В 1478 году Крымское ханство стало протекторатом Османской империи. При этом климатически благоприятный Южнобережный Крым, а также стратегически важная Керчь-Еникальская территория вошли в состав собственно Османской империи.
На землях княжества Феодоро и завоёванных генуэзских колоний капитанства Готия османами был создан Кефинский санджак (1475—1588) с центром в Кафе/Keфе (Феодосии). Кефинский санджак делился на Мангупский, Судакский и Кафинский кадалыки[1]. В 1588—1775 гг. он же носил название Кефинский эялет. Османы содержали там свои гарнизоны, чиновничий аппарат и строго взимали налоги. Земли домена султана, на которых проживало христианское население, находились вне юрисдикции крымских ханов. Татарам даже было запрещено на них селиться. Длительный административный раздел полуострова на собственно османскую и автономную крымскую части обусловил различный этногенез и различную языковую типологию северных и южных групп крымских тюрок. Население ЮБК состояло в основном из новоприбывших турок-мусульман, а также итальянцев, армян, греков, готов, которыe со временем тюркизировались. Несмотря на языковую тюркизацию, часть этих народов сохранила христианское вероисповедание. Остатки монголо-татар сохранили свои полуавтономные владения в предгорном и степном Крыму (Крымское ханство), однако и там главенствующие над ними турки построили крепости Ор (Перекоп), Арабат, Еникале, Гезлев, в которых содержали постоянные гарнизоныПобеды в Крыму имели для турок большое военное значение, так как крымские татары доставляли им вс войско, по временам в 100 тысяч человек, но впоследствии столкнули Турцию с Россией и Польшей. Кючук-Кайнарджийский мирный договор положил конец османскому правлению на полуострове: согласно ему, Керченский полуостров вошёл в состав Российской империи, а оставшуюся территорию включило в свой состав независимое Крымское ханство, которое в 1783 году также было аннексировано Российской империей.