Глухарь — самая крупная птица наших лесов. Летом она питается ягодами и травой, зимой — сосновой хвоей. Птицы помогают переносить семена растений, что способствуют размножению растений.
1) Культура Московской Руси. Со 2-й половины 14в начинается подъем русской культуры, обусловленный успехами хозяйственного развития и победой в Куликовской битве (1380). Возрастает влияние Москвы как одного из культурных центров.
Литература – темы – борьба с иноземными захватчиками « Слово о гибели Русской земли» , «Житие Александра Невского» - воспеваются его подвиги. «Задонщина» - написана в жанре повести Сафонием в конце 14в, посвящено победе на Куликовом поле.
Широкое развитие получило зодчество, в первую очередь в Пскове и Новгороде (крупнейший центр культурной жизни) . Традиции русского зодчества опирались на традиции архитектуры домонгольского периода, облик церкви на Ковалеве 1345, образец нового стиля 2-й половины 14в – церковь Федора Стратилата на Ручье 1360-61. Одновременно с храмовым, в Новгороде велось крупное гражданское строительство, совместно с немцами построили Грановитую палату 1433 для торжественных приемов и заседаний совета господ. В 1302г в Новгороде заложен каменный кремль. Другим крупным центром был Псков, вся архитектура носила облик крепости. Строители создали особую систему перекрытия зданий со взаимно перекрещивающимися арками, псковские мастера завоевали известность. В Москве каменное строительство началось во 2-й четверти 14 в. – сооружение белокаменной крепости Московского Кремля, затем на территории были сооружены храмы и здания. Велось строительство в Коломне (Успенский собор) , Серпухове, Звенигороде (успенский собор) .
Живопись. Особое распространение получила иконопись, они служили заменой стенной живописи храмов, т. к. храмы были деревянные. Новгородская иконопись – изображение одного святого, если несколько, то в фас, с конца 14в икона – главный вид изобразительного искусства. Псковская иконопись отличалась типами лиц и смелостью композиции. Широкое распространение получила фреска – живопись по сырой штукатурке красками, разведенными на воде. В 14в фрески получают новые черты: композицию, пространственный характер, вводится пейзаж, усиливается психологизм изображения – фрески Федора Стратилата на Ручье «Благовещение» .
Феофан Грек – фрески, иконы, отличаются монументальностью, силой и драматической выразительностью образов, смелой живописной манерой. В его творчестве выделяются 2 периода: новгородский (создает редкие по одухотворенности пр-ния) и московский (спокойные и уравновешенные) . В Новгороде церковь Преображения на Ильине Улице 1378. В Москве – церковь Рождества Богородицы 1395-96, Архангельский собор в Кремле. Вместе с Прохором и Андреем Рублевым – Благовещенский собор в Кремле 1405г. Его искусство определило развитие московской школы живописи.
Андрей Рублев – канонизирован русской православной церковью. Его творчество знаменовало подъем русской культуры, постигает расцвета московская школа живописи. Его работы отличают глубокая человечность, одухотворенность образов, совершенство художественной формы, отличие от Грека – персонажи мягче, человечнее. фрески на тему страшный суд в Успенском соборе во Владимире 1408, Иконостас в Троице-Сергиевом монастыре 1424-26, иконы - Апостол Павел, Архангел Гавриил. , Троица (в Третьяковской галерее).
Еще недавно вечера были тёмные и непроглядные. Чёрные силуэты облысевших деревьев, тёмная от дождя земля – всё это ещё больше нагоняло тоску, когда сгущались вечерние сумерки. Но вот наступила зима и наполнила вечернюю тьму белым, искрящимся снежным светом. Как в дивной сказке, замерли в ожидании чуда гигантские цветы на огромных белых стебельках – покрытые инеем и присыпанные снежком деревья. Какое великолепие переплетений тонких белых веточек на фоне темного неба с редкими, будто разорванными гигантской рукой, облаками! Какая величественная, неживая красота, как будто по чьему-то замыслу рожденные творения – уже и не верится, что когда-то это были полные жизни, зелени и птичьего гама растения! Кристально-белые снежинки падают на землю и одежду людей, которые кажутся неупокоенными духами, ищущими что-то свое. Бегут, кутаясь в воротники и не замечая, как красив стал вечер. Лишь маленькие дети радостно резвятся в снегу, а некоторые замирают, подняв голову к небу, приглядываясь, как бы привыкая к новому для них после лета и осени белому миру. А с неба, как по мановению волшебной палочки, спускаются на землю крошечные украшения этого волшебного мира – снежинки. Они кружатся и падают из редких облаков, они такие легкие, и каждая не похожа на другую, каждая, как маленькое чудо, непостижимо прекрасна в математически выверенной завершенности своей формы. Какая-то удивительная сила заставляет их долго танцевать в воздухе, описывая невозможные фигуры. Ложась на плечи, шапки и волосы прохожих, снежинки еще долго не тают, наполняя удивлением и восторгом глаза изучающих их малышей. Если посмотреть сквозь полчища снежинок на фонарь, кажется, что в воздухе висит какая-то невообразимая, живая и постоянно меняющая рисунок сказочная скатерть, сотканная умелой рукой самой мудрой ткачихи – природы. Каждая снежинка в ней на месте, но скатерть всё время падает и падает вниз, складываясь в ровное полотно неземной белизны и вызывая недовольное ворчание дворника, которому теперь заметно прибавилось работы. А бесчисленное количество снежинок, этих крошечных воплощений красоты, опускаясь на землю, создает новое чудо – миллиарды искрящихся и переливающихся всеми цветами радуги огоньков на таких ровных и внешне гладких боках сугробов. Обжигающий щеки морозный воздух кажется особенно чистым, и любой звук в тишине отдаленных от оживленных улиц переулков и дворов разносится на многие метры вокруг. Звезды, зажигающиеся на небе, мерцают и танцуют в холодном воздухе. В бесконечной бездонности зимнего неба, там, между стремительно несущимися облаками, они светятся так холодно и величаво. Звезды кажутся прозрачными бриллиантами, разбросанными чьей-то небрежной щедрой рукой рядом с серебристым, местами потемневшим от древности, подносом луны. Как же волшебно прекрасен этот зимний вечер! Как сказочно богата природа во время своего зимнего сна! Удивительное видение, которое нам дано на многие долгие зимние вечера!