Изобретения конца XVIII – первой половины XIX в. |
Изобретения второй половины XIX в. |
Дж. Харгривс – механическая прялка «Дженни» (Англия). Дж. Уатт – паровая машина (Англия). Р. Фултон – пароход (США). Дж. Стефенсон – паровоз (Англия). С. Морзе – телеграф (США). |
А. Белл – телефон (США). А. Попов (Россия) и Г. Маркони (Италия) – изобретение радио («беспроволочный телеграф»). Т. Эдисон – лампа накаливания и фонограф (США). Г. Даймлер и К. Бенц – автомобиль (Германия). П. Мартен (Франция) и Г. Бессемер (Англия) – новые способы получения стали. Х Максим – пулемет (США). С. Мосин – магазинная винтовка (Россия). А. Нобель – динамит (Швеция). |
Изобретатель | Что и когда изобрел |
Начало промышленного переворота | |
Дж. Харгривс | 1765, механическая прялка «Дженни» |
Дж. Уатт | 1775, Паровая машина Уатта (двигатель) |
Р. Фултон | 1807, пароход |
Дж. Стефенсон | 1825, паровоз |
Новый этап промышленного переворота | |
С. Морзе | 1837, телеграф |
А. Белл | 70-е гг. XIX в., телефон |
А. Попов, Г. Маркони | 1895, радио |
Т. Эдисон | 1877, 1878, фонограф, лампочка накаливания |
Г. Даймлер, К. Бенц | Конец XIX в., автомобиль |
П. Мартен, Г. Бессемер | 1864, 1885, способы получения стали |
А. Нобель | 1867, Динамит |
Со временем образ героя усложняется, и отношение автора к героям несколько меняется — от любования до сопереживания, сомнения, философского размышления. Алеша Бесконвойный отвоевывает себе в колхозе право на нерабочую субботу, чтобы посвятить ее бане. Только в этот «банный» день он может принадлежать себе, может наедине с собой предаваться воспоминаниям, размышлениям, мечтам. Герой обладает способностью замечать красоту жизни в самых, казалось бы, незначительных ее проявлениях. Сам процесс постижения бытия составляет главную радость Алеши: «Вот за что и любил Алеша субботу: в субботу он так много размышлял, вспоминал, думал, как ни в какой другой день».
Один из героев Шукшина, «упорный», изобретает на досуге вечный двигатель, другой герой на сбереженные, сэкономленные деньги покупает микроскоп и мечтает придумать средство против микробов, не которые герои философствуют, пытаясь переплюнуть, «срезать «городских». Желание «срезать» обхамить, унизить человека, чтобы возвыситься над ним («Срезал») — последствие неутоленного самолюбия, невежества, имеющего странные последствия. Часто деревенские жители больше не видят смысла своего существования в работе на земле, как их предки, и либо уезжают в города, либо занимаются изобретением «вечных двигателей», писанием «рассказов» («Раскас»), либо, вернувшись после «отсидки», не знают, как теперь жить на воле.