Семья в иудаизме, как и в других ведущих мировых религиях, играет одну из ключевых ролей. Согласно истинам иудаизма, когда Всевышний сотворил наш мир, но заложил в человека стремление семейного единства. Это подтверждает изречение Торы: "И сотворил Бог человека в его образе, в образе Божьем сотворил Он его; мужчиной и женщиной сотворил он их".Сущность Всевышнего - абсолютная целостность. Создав единую сущность по Своему подобию, а затем разбив её на две половинки, он поставил необыкновенную цель перед людьми: вернуть единство на землю, проявив на ней цельность Творца.
Пушкин наделяет героя чертами русского национального характера: умом, сметливостью («Сметливость его и тонкость чутья меня изумляли»), широтой натуры («Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай», «А разве нет удачи удалому?»), способностью совершать благородные поступки, смелостью и отвагой («Картечь хватили в самую середину толпы. Мятежники отхлынули в обе стороны и попятились. Предводитель их остался один впереди»).
Но автор не идеализирует Пугачева. Показывая сцены жестокой расправы пугачевцев по указанию своего предводителя над теми, кто не признал его государем и никогда бы не согласился служить ему, Пушкин откровенно протестует против жестокости и насилия. Самое страшное, по мысли автора, – это то, что насилие и жестокость становятся жизненной нормой и почти ни у кого не вызывают естественной человеческой реакции – жалости, сочувствуя и милосердия. Жестокость порождает жестокость, но оправдать ее невозможно никакими высокими идеями