Bilim-xazina.
Bilim - bu xazina. Yillar davomida, xattoki butun umrimiz davomida bilim olishga harakat qilamiz. O'qib o'rganamiz, hayotimizga tatbiq qilamiz, kerak bo'lsa bilim beramiz ham. Bilimli bo'lish hozirgi davr talabi. Chunki egallayotgan sohanhizda bilimingiz yo'q bo'lsa, o:zingizga ham, boshqalarga ham foyda keltira olmaysiz. Hozirgi kunda bilimingizga yarasha mablag' olishimgiz mumkin. Bilim insonning o'zi tarafidan shakllantiriladi, boyitiladi va qabul qilinadi. Bilimlo odamning hayotga qarashlari ham boshqacha bo'ladi. Keng fikr yuritadi, barcha narsalarni to'g'ri va oqilona hal qilishga harakat qiladi. Albatta, bilim insonning eng katta xazinasi. Uni na tortib olasiz, na almashib yubora olasiz va na sotib olasiz. Hamma narsangizdan ayrilib qolganingizda ham, bilimingiz sizga pand bermaydi. Shunday ekan, hech qachon izlanishdan, qiziquchanlikdan, o'qib-o'rganishdan va yangidan-yangi kitoblarni o'qishdan to'xtamang.
Основных отличий Ренессанса от Средневековья (которые, в общем-то, конец Средневековья собой и знаменуют) можно выделить три.
1) Разложение феодализма на всех уровнях: то есть политический переход к абсолютизму (во Франции и Англии уже в XVI веке вполне оформляется), новые экономические отношения и социальные отношения — развитие "третьего сословия" и его постепенный выход на первый план во многих регионах Европы. Это прослеживается даже в военной сфере: происходит закат рыцарства, неразрывно связанно с формированием феодальных отношений ранее.
2) Снижение роли церкви к связанных с религией областях жизни — что прежде всего включает Реформацию и итоги Тридцатилетней войны, конечно, но в целом процесс ещё более комплексный. Я придерживаюсь мнения, что именно глубокое влияние Ватикана на всех сферы жизни Европы является вообще главной отличительной характеристикой Средневековья. Ослабевать это влияние стало именно в эпоху Возрождение, а его полное исчезновение в середине XVII века — собственно, старт следующей эпохи, Нового Времени.
3) Формирование гуманизма как системы мышления. Это не тот гуманизм, что сейчас — это сама концепция того, что в центре у нас теперь стоит не Бог, а человек. Его развитие, его познание, его добродетели, пороки и потребности. Это кардинально отличается от типичного средневекового мышления, прямо связанного с христианской идеей бренности земной жизни и души как главной её задачи. Именно у эпоху Возрождения люди по-настоящему обратили внимание на самих себя, что и дало возможность добиться таких изменений в искусстве, например — хотя на самом деле во всех сферах, просто в этой нагляднее. При этом надо отметить, что гуманизм сам по себе не содержал противопоставления христианству, т.е. это не какая-то борьба за атеизм — это смена акцентов.