Название реформы |
Изменения |
Дата |
Реформа государственного управления |
1.Смена статуса главы государства (присвоение титула «император») 2.Упразднение ряда гос. органов, либо их замена на иные. (Боярская дума, Земский собор, приказы) 3.Создание Сената, Коллегий. |
1699-1720 |
Областная реформа |
1.Раздел страны на 8 губерний 2.Введение должности губернатора 3.Создние 50 провинций во главе с воеводами. 4.Создание Малороссийской коллегии, для контроля, за деятельностью гетмана Украины. |
1708,1719 |
Реформа городского управления |
1.Передача посадского населения из ведения воевод, выборным бурмистрам 2.Создание Главного магистрата за контролем над деятельностью бурмистров. 3.Деление населения на низших и высших |
1720 |
Реформа несения государственной службы |
1.Получения чина вне зависимости от происхождения 2.Появление наследственного и ненаследственного дворянства. |
1722 |
Реформа порядка наследования дворянского имущества |
1.Запрет на продажу поместья 2.Наследование 1 потомком недвижимого имущества |
1714 |
Церковная реформа |
1.Упразднение патриаршества 2.Создание Синода |
1721 |
С начала XVIII в. техника становится фактором, определяющим могущество государства. Наука на данном этапе все более превращается в производительную силу общества.
Развитие науки привело к созданию первых научных сообществ нового типа. К их числу, например, относится Лондонское королевское общество, созданное в 1660 г., и Парижская королевская академия наук, созданная в 1666 г. Эти сообщества существуют и поныне.
Успехи научного познания вели к размышлениям об относительности религиозного обоснования моральных ценностей. Начались поиски светских нравственных ценностей, получили развитие идеи светского просвещения общества как условия его благополучия. С этим связано зарождение рационализма. Как философское направление рационализм противопоставлял мистике веру в силу человеческого разума. Основным критерием истинности знания рационалисты считали ясность и отчетливость идей человека. Рационалисты по разному относились к вопросу об отношении мышления к бытию. Так, нидерландский философ Бенедикт Спиноза был материалистом, а его немецкий коллега Готфрид Лейбниц — идеалистом, француз Рене Декарт придерживался дуалистических взглядов, признавая существование одновременно материализма и идеализма.