Начав Северную войну, Россия лишилась поставок лучшего в мире шведского железа. Железоделательное и оружейное производство наладили в старых металлургических центрах: в Олонецком крае, в Туле, Кашире и Липецке. Но быстрее всего металлургия развивалась на Урале. Промышленные успехи здесь связаны с деятельностью Н. А. Демидова — одного из основателей известного рода богатейших российских предпринимателей. Получив от Петра I Верхотур-ские заводы, он быстро развернулся и к 1725 г. поставил на Урале ещё 4 завода. Орудия, ружья, железо Демидова шли на вооружение русской армии и флота. В результате государственной политики по развитию мануфактурного производства к концу первой четверти XVIII в. Россия уже вывозила железо за рубеж. Можно говорить о создании целого «военно-промышленного комплекса»; Тульский и Сестро-рецкий оружейные заводы, Адмиралтейская верфь, Петербургский литейный завод, Канатный, Суконный, Шляпный, Портупейный и другие дворы и мануфактуры, сумевшие вооружить и экипировать армию и флот.
Одновременно была введена паспортная система. Эта полицейская мера ещё сильнее прикрепила крестьянина к помещику — лишённый паспорта крепостной теперь не мог уйти без разрешения землевладельца даже на заработки.
На первый взгляд подушная подать — мера чисто фискальная. Но на самом деле последствия её введения были глубже. Теперь не только крепостные крестьяне, но и ранее свободные люди оказались прикреплены к месту жительства — месту уплаты подушной подати. Среди них оказались посадские люди и однодворцы — бывшие служилые люди с южных окраин, стрельцы, пушкари и др. Несвободы стало больше.