Встановіть хронологічну послідовність подій роману Лермонтова. Печорін і Ундіна. Бела і Печорін. Переїзд у П’ятигорськ. Знайомство Печоріна з княжною Ліговською . Зустріч з Вірою.
Вот как изменился Порфирий, а вместе с ним его семья и вещи: «Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съёжился, сгорбился, сузился... Его чемоданы, узлы и картонки съёжились, поморщились... Длинный подбородок жены стал ещё длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира...» Всем своим существом тонкий стремился «выказать почтение» высокому начальнику. А толстому стала противна эта неискренность, деланность, поэтому он повернулся и ушёл: «Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку».
Лесков называет левшу мастером и пишет: «Собственное имя левши, подобно именам многих величайших гениев, навсегда утрачено для потомства». Автору удалось передать в этом образе наиболее характерные черты народного мастера-самородка. Это сосредоточенность на работе — такая, что мастера не отвлекаются даже на крики: «Горим». Это спокойная уверенность в том, что главное в человеке — не внешнее, а внутреннее, не одежда, а душа и умение: левша не конфузится перед государем, хотя вся одежда у него старая и разорвана. Он умеет делать такую тонкую работу, которую «никакой мелкоскоп взять не может».
Русские люди «в науках не зашлись», потому что не было школ для обучения рабочих грамоте и арифметике. Но главное достоинство русского человека левша видит в преданности отечеству. Он в Англии тоскует по родине и говорит англичанам: «...желаю скорее в родное место, потому что иначе я могу род помешательства достать».
На корабле даже в самый сильный шторм левша не уходит с палубы: «Водопление стало ужасное, а левша всё вниз в каюты нейдёт— под презентом сидит, нахлобучку надвинул и к отечеству смотрит».
До последнего момента левша думал о том, чтобы принести пользу России. Перед смертью он говорит:
«— Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а го, храни Бог войны, они стрелять не годятся.