ответ:
в начале позапрошлого века а. с. грибоедовым была написана комедия «горе от ума». как ни странно, это произведение остается актуальным и по сей день. читая «горе от ума», можно встретить в нем сегодняшних героев. автор вскрывает пороки российского общества.
одним из главных персонажей комедии является московский барин павел афанасьевич фамусов. он в значительной степени зависит от общественного мнения и традиций, любит поучать молодежь, брать пример со старших. а в качестве примера для подражания у самого павла афанасьевича был его покойный дядюшка максим петрович – вельможа, не гнушавшийся лебезить и преклоняться, чтобы получить выгоду.
фамусов занимает высокий пост и не скрывает того, что служит лишь для получения чинов и всяких благ, не вникая при этом в суть подписываемых бумаг. он составляет протекцию родне, разводя на службе «кумовство» и бюрократию. а людей меряет по уровню доходов и учит этому свою дочь софью.
также мыслят молчалин и скалозуб. их главной целью является достижение красивой жизни через подхалимство и низкопоклонство. они выслуживаются перед начальством, получая карьерный рост и положение в обществе. молчалин – циник без каких-либо нравственных ценностей, который пойдет «по головам». а скалозуб – закостенелый, самовлюбленный невежа, он, как и остальные, гоняется за чинами.
однако в противовес отрицательным героям грибоедов создал образ чацкого, который противится чинопочитанию, крепостному праву, карьеризму и жестокости. этот герой стремится донести людям идеи служения делу, взаимного уважения, труда, процветания искусства и наук. он выступает как человек неординарный, не вписывающийся в фамусовское общество. за это его считают сумасшедшим.
к сожалению, в наше время тоже достаточно таких людей, как фамусов, скалозуб и молчалин. на них держится бюрократия и коррупция. живется таким людям не в пример лучше, чем умным, честным и совестливым. мне кажется, что пока у власти будут такие персонажи, построить по-настоящему демократическое общество не удастся.
ответ:
по мнению автора, поэзия жырау, являясь богатейшим наследием периода средневековья, воспитывает духовно-нравственные ценности человека и общества. акыны и жырау имели огромное значение, они выполняли функцию проводников знаний о мире, передавая их от поколения к поколению. акыны и жырау оказывали заметное влияние на общественную жизнь казахов, воздействуя на слушателей художественным словом. в своих произведениях жырау затрагивали важные и актуальные социальные проблемы, выступали по вопросам морали, играли значимую роль в культуры казахского народа. в статье феномен жырау рассматривается как важнейший источник сохранности памяти казахского народа.
объяснение: в 70-е годы хх века к этому жанру обратился мухтар магауин. современная эпоха, сохранившая жырау как важнейший источник памяти народа, подарила науке ученого, по праву считающегося корифеем казахстанской фольклористики – доктора филологических наук едыге турсунова, который посвятил свою жизнь изучению жырау, баксы, акынов, салов и серэ. в его трудах проведен детальный анализ различных источников устного народного творчества, что позволяет представить науке добротный исследовательский материал.
комплексный анализ собранных в разное время источников и перевод их на другие языки, в частности с казахского на , позволяют увидеть уникальное творчество казахского народа, в котором зафиксирована память о прошлом. талантливые люди из народа, личности с героическим характером, борцы за справедливость – жырау, акыны, салы, серэ – своим творчеством создавали сокровища устной .
особенно значимой среди всех источников нам представляется поэзия жырау. причем значимость эта обусловлена не только в общественном отношении, но и в государственном, поскольку авторы жырау выступали как носители идеи казахской государственности и влияли на идеологию и политику казахского ханства. среди них особенно заметны имена жиембет-жырау бортогашулы, приближенного хана ишима, ахтамберды-жырау сарыулы, батыра, прославившегося в войнах с джунгарами в xvii веке, и соратники аблай-хана – умбетей-жырау тлеулы и бухар-жырау калкаманулы. их духовная значимость зачастую не ограничивалась пределами казахской степи, а становилась достоянием и других народов постордынского культурного пространства. свидетельством этого могут служить жизнь и творчество выходцев из большой и малой ногайских орд – шалкииза-жырау тленши-улы и уроженца города азова айдета доспамбетжырау, знаменитых в казахском обществе конца xv – начала xvi веков поэтов-импровизаторов, определенный период жизни которых связан со столицами крымского ханства и османской империи – бахчисараем и стамбулом, а также с северным кавказом, где побывал шалкииз-жырау, и с доном, где жил доспамбетжырау, хотя большую часть жизни и вечный покой они обрели в казахских степях.